Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 23.10.2008 ПО ДЕЛУ N А36-2628/2006

Разделы:
Общие сведения; Рекламная деятельность

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2008 г. по делу N А36-2628/2006


Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационные жалобы ОАО "Вымпел - Коммуникации" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.02.07 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.08 по делу N А36-2628/2006,
установил:

закрытое акционерное общество "Липецк - Мобайл" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - УФАС) от 12.09.06 N 19-Р-06 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.
Решением суда от 09.02.07 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.05.07 решение от 09.02.07 отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.08.07 постановление от 29.05.07 отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела апелляционным судом принято постановление от 30.06.08, которым оставлено без изменения решение суда от 09.02.07.
В кассационной жалобе УФАС и ОАО "Вымпел - Коммуникации" просят отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция полагает, что обжалуемые решение и постановление суда подлежат отмене, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 07.07.06 УФАС на основании заявления Липецкого филиала ОАО "Вымпел - Коммуникации" возбуждено дело об административном правонарушении N 19-Р-06 в отношении рекламодателя ЗАО "Липецк - Мобайл" по факту распространения рекламы "Теле2 Всегда дешевле" с нарушением требований пунктов 1, 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
По данному факту проведено административное расследование, в ходе которого установлен факт массового размещения ЗАО "Липецк - Мобайл" на световых коробах, расположенных от пл. Театральной до пл. Плеханова г. Липецка рекламы оператора связи Теле2 - ЗАО "Липецк - Мобайл", выраженной в фразе: "Теле2 Всегда дешевле".
По мнению УФАС в нарушение пунктов 1, 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) данный рекламный слоган означает, что услуги оператора связи Теле2 - ЗАО "Липецк - Мобайл" всегда дешевле услуг связи других операторов связи, что не соответствует действительности и вводит потребителя в заблуждение.
По результатам проверки в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 14.08.06 N 19-Р-06.
Постановлением от 12.09.06 N 19-Р-06 административный орган привлек ЗАО "Липецк - Мобайл" к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40000 руб.
Посчитав данное постановление незаконным, Общество оспорило его в суде.
Кассационная инстанция соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что административным органом не допущено существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Между тем кассационная инстанция не может согласиться с выводом суда о недоказанности УФАС в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) предусмотрена административная ответственность.
В силу пунктов 1, 4 ст. 3 Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 4 ч. 3 ст. 5 Закона N 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Частью 1 ст. 5 Закона N 38-ФЗ установлено, что недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Как следует из заключения от 20.05.08 дополнительной комплексной психолого-лингвистической экспертизы восприятия рекламной фразы "Теле2 Всегда дешевле" читающими ее лицами, о наличии (отсутствии) в данной рекламной фразе скрытых подтекстовых языковых средств, спорный текст не имеет однозначного прочтения и может восприниматься по меньшей мере в 17 вариантах смысла и их различном сочетании. Для одного потребителя рекламы среднее количество смыслов, в которых им воспринимается спорный рекламный слоган "ТЕЛЕ2. Всегда дешевле!", составляет 3,6, что означает, что в среднем для потребителя данной рекламы спорный текст несет 3 - 4 смысла одновременно. Психолингвистический эксперимент показал, что для обыденного сознания характерно множественное понимание смысла спорного текста "ТЕЛЕ2. Всегда дешевле!", это понимание зависит от социального и индивидуального опыта человека, в силу чего все люди понимают его по-разному, но доминирующим смыслом данного слогана для обыденного сознания потребителей рекламы является обобщенный смысл "Услуги ТЕЛЕ2 дешевые".
Таким образом, указанное заключение не дает однозначного прочтения рекламного слогана и допускает следующие варианты его понимания:
- "цены на услуги, распространяемые под торговой маркой "Теле2", всегда (в любой момент времени, на любые услуги связи) дешевле по сравнению с ценами других операторов, или имеют иные преимущества в цене перед услугами других операторов связи";
- "цены на услуги, распространяемые под торговой маркой "Теле2", всегда (в любой момент времени, на любые услуги связи) дешевле по сравнению с ценами других операторов связи";
- "цены на услуги, распространяемые под торговой маркой "Теле2", всегда (в любой момент времени, на любые услуги связи) имеют иные преимущества в цене перед услугами других операторов связи".
Однако проведенная в рамках административного производства лингвистическая экспертиза на поставленные перед ней вопросы: Подразумевает ли под собой рекламная фраза "Теле2. Всегда дешевле" то, что цены на товары и услуги, распространяемые под маркой TELE2 должны всегда быть однозначно ниже, чем кого-либо из конкурентов, предоставляющих аналогичные товары и услуги на рынке услуг сотовой связи Липецкой области; Что означает понятие "всегда дешевле"; На какое время распространяется действие данного слогана, дала следующие однозначные ответы: Фраза "Теле2: Всегда дешевле" подразумевает, что цены и услуги, распространяемые под торговой маркой "Теле2", постоянно должны быть ниже, чем цены компаний, предоставляющих аналогичные товары и услуги на рынке услуг сотовой связи Липецкой области; Понятие "Всегда дешевле" (применительно к цене) имеет значение "постоянно, во всякое время ниже"; Лексическое значение наречия "всегда" позволяет сделать вывод, что действие данного слогана не имеет временных ограничений.
Проведенный УФАС также в рамках административного расследования сравнительный анализ тарифа компании Tele2 "Мечта" и тарифного плана "Компания VIP01" ЛФ ОАО "Вымпел - Коммуникации" торговая марка "Билайн" показал, что исходящие звонки на прямые городские номера дешевле на тарифном плане "Компания VIP01" на 36 копеек или 8%. Исходящие звонки на мобильные телефоны своей сети дороже на тарифном плане "Мечта" на 14 копеек или на 13%. Сравнение тарифного плана "Город" ЛФ ОАО "Вымпел - Коммуникации", предназначенного для массового рынка, и тарифных планов компании "Tele2" показывает, что на тарифном плане "Город" звонки на прямые городские номера дешевле на 133% по сравнению с тарифным планом "Мечта", дешевле на 49% по сравнению с тарифным планом "Лига", дешевле на 38% по сравнению с тарифным планом "Единый". При тестировании качества связи и услуг компании "Tele2" выяснилось, что единовременная плата за исходящий вызов в размере 90 коп. взимается независимо от того, произошло соединение или нет. На тарифных планах ЛФ ОАО "Вымпел - Коммуникации" плата за соединение взимается только при состоявшемся разговоре.
Таким образом, распространенная Обществом реклама содержала не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуемыми другими продавцами, а также стоимости услуг.
При указанных обстоятельствах УФАС правомерно привлекло Общество к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.02.07 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.08 по делу N А36-2628/2006 отменить.
В удовлетворении требования закрытого акционерного общества "Липецк - Мобайл" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 12.09.06 N 19-Р-06 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ, отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)