Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.11.2006 N 17АП-1804/06АК ПО ДЕЛУ N А71-6716/2006-А28

Разделы:
Общие сведения; Рекламная деятельность

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


от 15 ноября 2006 г. Дело N 17АП-1804/06АК


Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.09.2006 по делу N А71-6716/2006-А28 по заявлению ОАО к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления ФАС России по Удмуртской Республике от 11.08.2006 N 77/06-АР-04 о наложении административного штрафа по ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в размере 100000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.09.2006 в удовлетворении требований заявителю отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился с жалобой в апелляционный суд, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные им требования удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель ссылается на отсутствие в рассматриваемом случае события и состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, поскольку действующее законодательство не содержит ограничений по участию несовершеннолетних в азартных играх. Кроме того, суд неправомерно не учел наличие обстоятельств, смягчающих ответственность (затруднительное материальное положение общества, осуществление им благотворительной и иной общественно полезной деятельности).
Представитель антимонопольного органа с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на доказанность события административного правонарушения, вины общества в его совершении.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Управления ФАС России по Удмуртской Республике при рассмотрении материалов о размещении рекламы в журнале "Деловая репутация" о проведении игры "Большая дюжина" было обнаружено нарушение законодательства о рекламе, в связи с чем определением от 01.06.2006 возбуждено производство по делу об административном правонарушении. По окончании административного расследования в отношении ОАО составлен протокол от 28.07.2006 N 77/2006-АР-04 об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения протокола и иных материалов по делу об административном правонарушении руководителем УФАС России принято постановление от 11.08.2006 N 77/2006-АР-04 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ в размере одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, что составило 100000 руб.
Полагая, что постановление антимонопольного органа незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество, как рекламодатель информации о проведении азартной игры, обязано было указать в рекламе данной игры на ограничение в ее участии несовершеннолетних граждан. Поскольку общество данную обязанность не исполнило, привлечение его к ответственности является правомерным.
Вывод суда является правильным, соответствует материалам дела и нормам материального права.
В соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц в размере от четырехсот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон) рекламодатель - это юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы. Рекламопроизводитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме. Ненадлежащая реклама - это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании абз. 5 п. 2 ст. 16.1 Закона реклама о деятельности по проведению азартных игр не должна умалчивать об особых условиях или ограничениях участия в азартных играх, если такие условия или ограничения установлены.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, заявителем по настоящему делу с ООО был заключен договор от 23.03.2006, в соответствии с которым заявитель принял на себя обязательства по созданию, производству и размещению на канале "Новый Регион" телевизионной программы "Большая дюжина", а также по созданию рекламной продукции о программе "Большая дюжина" и размещению ее на телеканале "Новый Регион" и в других средствах массовой информации. Из технического сценария данной телевизионной игры (приложение N 2 к договору) видно, что она является азартной и предусматривает, что в ней могут участвовать лица старше 18 лет.
Во исполнение договора заявитель сделал заказ Издательскому дому "Парацельс" о размещении информации об указанной телевизионной программе (игре) в еженедельном журнале "Деловая репутация". В ходе производства по делу об административном правонарушении было установлено, что текст рекламной информации был создан ОАО, издательский дом лишь придал статье необходимую стилистику и внешний вид. В итоге рекламная информация об азартной игре была размещена в журнале "Деловая репутация" N 14 (203) от 24.04.2006. При этом на ограничение по участию в ней несовершеннолетних лиц указано не было.
Таким образом, обществом как рекламодателем и рекламопроизводителем было допущено нарушение требований закона к содержанию рекламы, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что указанное в техническом сценарии ограничение по возрасту касается только игроков, находящихся в телевизионной студии, и в правилах игры, размещенных в Интернете, такого ограничения нет, подлежит отклонению. Данный технический сценарий был представлен обществом по запросу антимонопольного органа о предоставлении правил организации и проведения рассматриваемой азартной игры. При размещении рекламы азартной игры в журнале "Деловая репутация" общество руководствовалось именно техническим сценарием, а не правилами, размещенными в Интернете, так как указанный технический сценарий являлся неотъемлемой частью (приложением N 2) к договору N 63 от 23.03.2006 о производстве и размещении рекламы. При указанных обстоятельствах, ограничение на участие несовершеннолетних граждан в азартной игре "Большая дюжина" было установлено организатором игры - ООО в техническом сценарии телевизионной версии игры "Большая дюжина" и при подписании договора с заказчиком - организатором игры заявитель знал о необходимости ссылки на указанное ограничение при производстве и размещении рекламы в журнале "Деловая репутация".
Кроме того, указанное ограничение установлено также в нормах действующего законодательства, как на момент совершения правонарушения, так и на момент привлечения общества к административной ответственности.




В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы государственной власти РФ принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от рекламы азартных игр. Размещение рекламы азартной игры "Большая дюжина" с нарушением абзаца 5 пункта 2 статьи 16.1 Федерального закона "О рекламе" может оказать негативное воздействие на нравственное развитие и личность несовершеннолетних. Ограничения участия в азартных играх установлены для несовершеннолетних также в статьях 21, 58 Гражданского кодекса РФ. Пунктом 1 статьи 21 ГК РФ предусмотрено, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть при достижении восемнадцатилетнего возраста. Статьей 26 ГК РФ установлены ограничения дееспособности граждан, не достигших совершеннолетия. Именно с достижением совершеннолетия гражданское законодательство связывает способность граждан совершать разумные действия, сознавать значение своих действий и их последствий. Между тем, глава 58 ГК РФ устанавливает особый порядок, касающийся проведения азартных игр как игр основанных на риске неполучения выигрыша. В соответствии со статьей 1062 ГК РФ требования граждан, связанные с организацией игр, судебной защите не подлежат. Учитывая, что несовершеннолетние граждане не обладают в полной мере способностью совершать разумные действия и осознавать риск своего участия в азартных играх и не могут полностью осознавать последствия такого участия, ОАО, размещая рекламу азартной игры "Большая Дюжина", обязано было указать в данной рекламе ограничения, установленные для несовершеннолетних статьями 26 и 28 ГК РФ.
На момент вынесения оспариваемого постановления, действовали положения пункта 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", вступившего в действие с 1 июля 2006 г., в соответствии с которыми реклама основанных на риске игр, пари не должна обращаться к несовершеннолетним. Закрепление данного правила также направлено на исключение получения несовершеннолетними информации об азартных играх и на ограничение участия несовершеннолетних в любых видах азартных игр.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя и сделал вывод о наличии в его действиях состава административного правонарушения.
Административное наказание за данное правонарушение было назначено обществу в пределах установленной Кодексом санкции с учетом требований ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что рассмотренное нарушение не является единственным случаем нарушения обществом законодательства о рекламе, в связи с чем штраф в размере 100000 руб. является разумным и достаточным для рассматриваемого по настоящему делу правонарушения.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.09.2006 по делу N А71-6716/06-А28 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)