Судебные решения, арбитраж
Общие сведения; Рекламная деятельность
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.
Судей: Карасева В.Ф., Меркуловой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Галерея Л Этуаль": Колобов Константин Владимирович, представитель по доверенности от 11.12.2007 б/н;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Коваль Елена Николаевна, представитель по доверенности от 29.07.2008 N 01/5-3630;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, общества с ограниченной ответственностью "Галерея Л Этуаль"
на решение от 21 ноября 2008 года
по делу N А73-12096/2008
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривал судья Калашников А.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Галерея Л Этуаль"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления от 06.10.2008 N 1 по делу об административном правонарушении N 4-05/79
Общество с ограниченной ответственностью "Галерея Л Этуаль" (далее - общество, ООО "Галерея Л Этуаль") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган, УФАС по Хабаровскому краю) о признании незаконным и отмене постановления от 06.10.2008 N 1 по делу об административном нарушении N 4-05/79, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 70 000 руб.
Решением суда от 21.11.2008 заявленные требования удовлетворены частично.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 06.10.2008 N 1 по делу об административном правонарушении N 4-05/79 отменено в части размера штрафа, превышающего 40 000 рублей.
Не согласившись с решением суда в части уменьшения административного штрафа, антимонопольный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт в части снижения административного штрафа в связи с неправильным применением норм материального права.
Общество, не согласившись с решением суда в части привлечения к административной ответственности в размере 40 000 руб., обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт в обжалуемой части, в связи с неправильным применением норм материального права.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель антимонопольного органа поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.
Как видно из материалов дела, в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением рекламного законодательства Российской Федерации Хабаровским УФАС России 28 ноября 2007 года на улице Муравьева-Амурского города Хабаровска отслежено распространение рекламных листовок формата А3 компании "Л Этуаль" следующего содержания: "Л Этуаль Нам 10 лет 10 причин посетить магазин только 3 ДНЯ, 28, 29, 30 ноября, сделав покупку в магазинах "Л Этуаль. ВЫ ПОЛУЧИТЕ:
1) 10% ДИСКОНТНУЮ КАРТУ в подарок;
2) владельцам золотых карт ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ подарок;
3) для владельцев ДИСКОНТНЫХ КАРТ повышение номинала карты на 5% *;
4) всем именинникам ноября скидка 25% **;
5) именинникам ноября - специальный подарок;
6) всем покупателям - подарок;
7) уникальную возможность посетить ЮКОЛУ КРАСОТЫ;
8) уникальную возможность получить основы ЭКСПРЕСС-МАКИЯЖА***;
9) возможность приобрести ароматы от всемирно известных производителей от 299 руб.;
10) при покупке на 5000 руб. подарочный сертификат на 500 руб. в подарок.
* Предложение действительно для владельцев 5%, 10% э 15%, 20% карт при покупке от 500 руб.
** За исключением марок, на которые установлены ограничения от производителей.
*** Предложение действительно при покупке средств декоративной косметики".
Данная реклама, распространяемая тиражом в количестве 30 000 штук, приглашает всех потребителей совершить покупки в магазинах компании "Л Этуаль" в период действия акции и получить разнообразные поощрительные призы. Причем только в трех случаях, обозначенных в рекламе "*", организатор акции акцентирует внимание потребителей на дополнительные условия.
Так, повышение номинала дисконтной карты на 5% получают только владельцы 5%, 10%, 15%, 20% карт при совершении ими покупки на сумму свыше 500 рублей. Все именинники ноября получают скидку в размере 25% при покупке любой продукции кроме марок, на которые установлены
ограничения от производителей. А уникальной возможностью получить основы экспресс-макияжа могут воспользоваться только потребители, которые приобретут средства декоративной косметики.
Так же установлено распространение подобной рекламы в эфире радиостанций "Лав радио" и "Авторадио" с разбивкой на три ролика, в каждом из которых указываются поочередно по три причины посетить магазины компании "Л Этуаль".
В эфире радиостанции "Авторадио" реклама компании "Л Этуаль" распространялась в течение 5 дней (с 26.11.2007 по 30.11.2007) в количестве 6 рекламных роликов в день (итого 30 выходов) следующего содержания:
"Л Этуаль 10 лет. 10 причин сделать покупку с 28 по 30 ноября. Причина номер один: В подарок вы получаете дисконтную карту на 10%. Причина номер два: Если у вас уже есть дисконтная карта, ее номинал увеличивается на 5%. Причина номер три: Если у вас золотая карта, вы получаете эксклюзивный подарок. Спешите в магазины Л Этуаль с 28 по 30 ноября".
"Л Этуаль 10 лет. 10 причин сделать покупку с 28 по 30 ноября. Причина номер пять: Всем покупателям подарок. Причина номер шесть: Бесплатный экспресс макияж. Причина номер семь: При покупке на 5 000 рублей подарочный сертификат на 500 рублей. Спешите в магазины Л Этуаль с 28 по 30 ноября".
"Л Этуаль 10 лет. 10 причин сделать покупку с 28 по 30 ноября. Причина номер восемь: Возможность приобрести ароматы от 299 рублей. Причина номер девять: Возможность получить основы экспресс-макияжа. Причина номер десять: Уникальная возможность посетить школу красоты. Спешите в магазины Л Этуаль с 28 по 30 ноября".
В эфире радиостанции "Лав радио" реклама компании "Л Этуаль" распространялась в течение 6 дней (с 25.11.2007 по 30.11.2007) в количестве 18 рекламных роликов в день (итого 108 выходов) следующего содержания:
"Л Этуаль 10 лет. 10 причин сделать покупку с 28 по 30 ноября. Причина номер один: В подарок вы получаете дисконтную карту на 10%. Причина номер два: Если у вас уже есть дисконтная карта, ее номинал увеличивается на 5%. Причина номер три: Если у вас золотая карта вы получаете эксклюзивный подарок. Спешите в магазины Л Этуаль с 28 по 30 ноября".
"Л Этуаль 10 лет. 10 причин сделать покупку с 28 по 30 ноября. Причина номер пять: Всем покупателям подарок. Причина номер шесть: При покупке на 5000 рублей подарочный сертификат на 500 рублей. Причина номер семь: Всем именинникам ноября скидка 25%. Спешите в магазины Л Этуаль с 28 по 30 ноября.
"Л Этуаль 10 лет. 10 причин сделать покупку с 28 по 30 ноября. Причина номер восемь: Возможность приобрести ароматы от 299 рублей. Причина номер девять: Возможность получить основы экспресс макияжа. Причина номер десять: Уникальная возможность посетить школу красоты. Спешите в магазины Л Этуаль с 28 по 30 ноября".
По мнению антимонопольного органа, отсутствие в радиорекламе ссылок на дополнительные условия по предоставлению определенных подарков свидетельствует о распространении рекламируемых поощрений на любых покупателей, в том числе и на совершивших незначительные по стоимости покупки. Однако из рекламных листовок следует, что существуют ограничения, а именно: рекламируемые поощрения покупателям обусловлены размером стоимости покупки, наличием дисконтных карт, видом приобретаемого товара. Отсутствие в рекламе "Нам 10 лет. 10 причин посетить магазин Л "Этуаль 28, 29, 30 ноября", распространяемой в эфире радиостанций "Лав радио" и "Авторадио", информации об условиях предоставления поощрительных подарков вводит потребителей рекламы в заблуждение об условиях приобретения товара. Кроме того, в местах продаж компании "Л Этуаль" около кассовых аппаратов размещались рекламные афиши в количестве 16 штук формата А4 аналогичные по содержанию с рекламными листовками, но содержащие существенную информацию о том, что все рекламируемые предложения действительны для владельцев 5%, 10%, 15%, 20% карт при покупке на сумму от 500 рублей. Данное существенное условие на рекламных листовках и в радиорекламе отсутствует, что также вводит потребителей рекламы в заблуждение об условиях приобретения товара.
29.11.2007 в отношении ООО "Галерея Л Этуаль" возбуждено дела об административном правонарушении по признакам нарушения законодательства о рекламе. В ходе рассмотрения дела 13.12.2007 комиссией УФАС по Хабаровскому краю установлен факт распространения обществом ненадлежащей рекламы, 18.12.2007 по результатам рассмотрения материалов в отсутствие законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.
17.01.2008 на основании названного протокола заместителем руководителя УФАС по Хабаровскому краю Гуринович Е.В. вынесено постановление N 1 по делу об административном правонарушении N 4-05/57, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.03.2008 по делу А73-1096/2008-89АП постановление УФАС от 17.01.2008 отменено в связи с допущенными антимонопольным органом процессуальными нарушениями. Арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанции данное решение оставлено без изменения.
Определением от 26.06.2005 антимонопольным органом назначено рассмотрение протокола об административном правонарушении на 25.07.2008. Данное определение получено обществом, согласно почтовому уведомлению, 09.07.2008.
25.07.2008 начальником отдела рекламы и недобросовестной конкуренции О.Н. Власкиной в отношении общества в отсутствие его законного представителя извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола, составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, по факту распространения обществом ненадлежащей рекламы.
Сопроводительным письмом от 25.07.2008 N 01/5-3607 протокол об административном правонарушении направлен в адрес общества, согласно уведомлению о вручении, получен 01.08.2008. Определением от 08.08.2008 рассмотрение дела назначено на 09.09.2008 на 11 часов 00 минут по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 32, каб 430.
Определением от 09.09.2008 рассмотрение дела N 4-05/79 отложено на 06.10.2008 в связи с тем, что на рассмотрение дела 09.09.2008 явился представитель общества с доверенностью, оформленной ненадлежащим образом.
Получение обществом названного определения от 09.09.2008 подтверждается письмом фельдъегерской службы от 23.09.2008 N 1.1-18/1050.
06.10.2008 заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Гуринович В.В. на основании протокола и материалов по делу об административном правонарушении N 4-05/79 в присутствии представителя общества Колобова К.В., действующего на основании доверенности от 11.12.2007 б/н, вынесено постановление N 1 по делу об административном правонарушении N 4-05/79, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 14.3. КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет административную ответственность в виде взыскания штрафа с юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") предусмотрено, что:
- реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
- объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
- ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;
- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
- потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Федеральный закон "О рекламе" устанавливает, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Закона).
В части 7 статьи 5 указанного Закона содержится запрет на рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что рекламодателем в настоящем случае является ООО "Галерея "Л Этуаль", продавец парфюмерно-косметических товаров сети магазинов "Л Этуаль", что подтверждается: договором б/н от 23.11,2007, эфирной справкой ООО "Радио Сити", актом N 112 от 30.11.2007; согласованным текстом аудиоролика на "Авторадио"; платежным поручением N 882 от 03.12.2007; договором N 46/07 от 10.01.2007 между ООО "Галерея Л 'Этуаль" и ООО "Компания Презент", платежным поручением N 879 от 03.12.2007, актами N 2554 от 22.11.2007 и N 2606 от 30.11.2007; актом N 000400 от 30.11.2007, эфирной справкой ООО "Олимп-П", актом N 000399 от 30,11.2007, платежным поручением N 881 от 03.12.2007; платежным поручением N 858 от 26.11.2007.
Таким образом, распространение рекламы "Нам 10 лет. 10 причин посетить магазин Л Этуаль в период с 28 по 30 ноября", в содержании которой отсутствует часть существенной информации о дополнительных условиях (ограничениях) по предоставлению рекламируемых предложений (подарков) свидетельствует о нарушении части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", а именно: реклама на радио не содержит ссылок на дополнительные условия по предоставлению определенных подарков, что свидетельствует о распространении рекламируемых поощрений на любых покупателей, в том числе и на совершивших незначительные по стоимости покупки, тогда как из рекламных листовок следует, что существуют ограничения, а именно: рекламируемые поощрения покупателям обусловлены размером стоимости покупки, наличием дисконтных карт, видом приобретаемого товара.
Отсутствие в спорной рекламе, распространяемой в эфире радиостанций "Лав радио" и "Авторадио", информации об условиях предоставления поощрительных подарков вводит потребителей рекламы в заблуждение об условиях приобретения товара.
В местах продаж компании "Л Этуаль" около кассовых аппаратов размещались рекламные афиши в количестве 16 штук формата А4, аналогичные по содержанию с рекламными листовками, но содержащие существенную информацию о том, что все рекламируемые предложения действительны для владельцев 5%, 10%, 15%, 20% карт при покупке на сумму от 500 рублей. Данное существенное условие на рекламных листовках и в радиорекламе отсутствует, что также вводит потребителей рекламы в заблуждение об условиях приобретения товара.
В силу статьи 14.3 КоАП РФ, объективную сторону вменяемого обществу административного правонарушения образует нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что заявителем допущены нарушения требований, предусмотренных частью 5 статьи 7 Федерального закона "О рекламе", в связи с чем, данная реклама правомерно признана антимонопольным органом ненадлежащей, следовательно, общество правомерно привлечено антимонопольным органом к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ.
Судом обоснованно отклонен как несостоятельный довод общества о фактическом вынесении административным органом постановления о назначении административного наказания 08.10.2008, а не 06.10.2008 г. (в день рассмотрения дела), поскольку дата 08.10.2008 на штампе является датой исходящего документа N 01/5-4639, а не датой вынесения постановления N 1 по делу N 4-05/79. Постановление вынесено административным органом 06.10.2008.
Не может быть признан обоснованным и довод заявителя о личной заинтересованности должностного лица Управления Е.В. Гуринович в результатах рассмотрения дела, поскольку заявителем не представлены суду достоверные доказательства ее личной заинтересованности. Факт приобретения указанным должностным лицом товаров в торговой сети ООО "Галерея Л Этуаль" в период проведения рекламной акции и не получения ею подарка, указанного в рекламных буклетах, не свидетельствует о личной заинтересованности должностного лица в рассмотрении дела. Правомерна в данном случае ссылка представителя антимонопольного органа на часть 3 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" где под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Доводы ООО "Галерея Л Этуаль" о повторности привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение судом обоснованно отклонены по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 после принятия судом решения об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП Российской Федерации, является неправомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу. Изначально вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы постановление от 17.01.2008 N 4-05/57 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, виде штрафа в размере 70 000 рублей, отменено решением арбитражного суда по иным, нежели предусмотренные статьями 2.9, 24.5 Кодекса, основаниям, а именно: в связи с нарушением процедуры привлечения к административной ответственности. При этом производство по делу об административном правонарушении судами первой, апелляционной и кассационной инстанции прекращено не было.
Отмена постановления административного органа по иным, нежели предусмотренные статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, основаниям не препятствует привлечению лица к административной ответственности в пределах соответствующего срока давности.
Не принимается ссылка представителя общества о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, со ссылкой на пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
По данному факту совершения противоправных действий нет ни постановления о назначении административного наказания, ни постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, ни постановления о возбуждении уголовного дела.
Судом также обоснованно отклонены доводы общества о неприменении административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку, в силу статьи 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Статьей 1 Федерального закона "О рекламе" установлено, что целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что совершенное обществом правонарушение не является малозначительным, поскольку деяние, квалифицируемое по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на порядок в области предпринимательской деятельности, где субъективную сторону составляет прямой умысел, следовательно, оно не может быть признано малозначительным.
Антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "Галерея Л Этуаль" было назначено административное наказание в соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 70 000 рублей, санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Исходя из положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Каких-либо отягчающих обстоятельств, которые повлекли бы применение для ООО "Галерея Л Этуаль" более строгого размера наказания, предусмотренного санкцией статьи 14.3 КоАП РФ, административным органом оспариваемом постановлении не указано. Судом таких обстоятельств в ходе судебного разбирательства также не установлено.
Следовательно, у антимонопольного органа не было оснований применять к ООО "Галерея Л Этуаль" указанное в постановлении наказание.
В соответствии со статьей 211 АПК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ суд по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление, что соответствует положениям пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Суд вправе изменить меру наказания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение,, с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность.
Таким образом, судом обоснованно отменено постановление УФАС по Хабаровскому краю от 06.10.2008 N 1 о привлечении ООО "Галерея Л Этуаль" к административной ответственности в части превышения административного штрафа в размере 40 000 рублей.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21 ноября 2008 года по делу N А73-12096/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
В.Ф.КАРАСЕВ
Н.В.МЕРКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2008 N 06АП-4369/2008 ПО ДЕЛУ N А73-12096/2008
Разделы:Общие сведения; Рекламная деятельность
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2008 г. N 06АП-4369/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.
Судей: Карасева В.Ф., Меркуловой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Галерея Л Этуаль": Колобов Константин Владимирович, представитель по доверенности от 11.12.2007 б/н;
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Коваль Елена Николаевна, представитель по доверенности от 29.07.2008 N 01/5-3630;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, общества с ограниченной ответственностью "Галерея Л Этуаль"
на решение от 21 ноября 2008 года
по делу N А73-12096/2008
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривал судья Калашников А.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Галерея Л Этуаль"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления от 06.10.2008 N 1 по делу об административном правонарушении N 4-05/79
Общество с ограниченной ответственностью "Галерея Л Этуаль" (далее - общество, ООО "Галерея Л Этуаль") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган, УФАС по Хабаровскому краю) о признании незаконным и отмене постановления от 06.10.2008 N 1 по делу об административном нарушении N 4-05/79, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 70 000 руб.
Решением суда от 21.11.2008 заявленные требования удовлетворены частично.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 06.10.2008 N 1 по делу об административном правонарушении N 4-05/79 отменено в части размера штрафа, превышающего 40 000 рублей.
Не согласившись с решением суда в части уменьшения административного штрафа, антимонопольный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт в части снижения административного штрафа в связи с неправильным применением норм материального права.
Общество, не согласившись с решением суда в части привлечения к административной ответственности в размере 40 000 руб., обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт в обжалуемой части, в связи с неправильным применением норм материального права.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель антимонопольного органа поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества в заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.
Как видно из материалов дела, в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением рекламного законодательства Российской Федерации Хабаровским УФАС России 28 ноября 2007 года на улице Муравьева-Амурского города Хабаровска отслежено распространение рекламных листовок формата А3 компании "Л Этуаль" следующего содержания: "Л Этуаль Нам 10 лет 10 причин посетить магазин только 3 ДНЯ, 28, 29, 30 ноября, сделав покупку в магазинах "Л Этуаль. ВЫ ПОЛУЧИТЕ:
1) 10% ДИСКОНТНУЮ КАРТУ в подарок;
2) владельцам золотых карт ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ подарок;
3) для владельцев ДИСКОНТНЫХ КАРТ повышение номинала карты на 5% *;
4) всем именинникам ноября скидка 25% **;
5) именинникам ноября - специальный подарок;
6) всем покупателям - подарок;
7) уникальную возможность посетить ЮКОЛУ КРАСОТЫ;
8) уникальную возможность получить основы ЭКСПРЕСС-МАКИЯЖА***;
9) возможность приобрести ароматы от всемирно известных производителей от 299 руб.;
10) при покупке на 5000 руб. подарочный сертификат на 500 руб. в подарок.
* Предложение действительно для владельцев 5%, 10% э 15%, 20% карт при покупке от 500 руб.
** За исключением марок, на которые установлены ограничения от производителей.
*** Предложение действительно при покупке средств декоративной косметики".
Данная реклама, распространяемая тиражом в количестве 30 000 штук, приглашает всех потребителей совершить покупки в магазинах компании "Л Этуаль" в период действия акции и получить разнообразные поощрительные призы. Причем только в трех случаях, обозначенных в рекламе "*", организатор акции акцентирует внимание потребителей на дополнительные условия.
Так, повышение номинала дисконтной карты на 5% получают только владельцы 5%, 10%, 15%, 20% карт при совершении ими покупки на сумму свыше 500 рублей. Все именинники ноября получают скидку в размере 25% при покупке любой продукции кроме марок, на которые установлены
ограничения от производителей. А уникальной возможностью получить основы экспресс-макияжа могут воспользоваться только потребители, которые приобретут средства декоративной косметики.
Так же установлено распространение подобной рекламы в эфире радиостанций "Лав радио" и "Авторадио" с разбивкой на три ролика, в каждом из которых указываются поочередно по три причины посетить магазины компании "Л Этуаль".
В эфире радиостанции "Авторадио" реклама компании "Л Этуаль" распространялась в течение 5 дней (с 26.11.2007 по 30.11.2007) в количестве 6 рекламных роликов в день (итого 30 выходов) следующего содержания:
"Л Этуаль 10 лет. 10 причин сделать покупку с 28 по 30 ноября. Причина номер один: В подарок вы получаете дисконтную карту на 10%. Причина номер два: Если у вас уже есть дисконтная карта, ее номинал увеличивается на 5%. Причина номер три: Если у вас золотая карта, вы получаете эксклюзивный подарок. Спешите в магазины Л Этуаль с 28 по 30 ноября".
"Л Этуаль 10 лет. 10 причин сделать покупку с 28 по 30 ноября. Причина номер пять: Всем покупателям подарок. Причина номер шесть: Бесплатный экспресс макияж. Причина номер семь: При покупке на 5 000 рублей подарочный сертификат на 500 рублей. Спешите в магазины Л Этуаль с 28 по 30 ноября".
"Л Этуаль 10 лет. 10 причин сделать покупку с 28 по 30 ноября. Причина номер восемь: Возможность приобрести ароматы от 299 рублей. Причина номер девять: Возможность получить основы экспресс-макияжа. Причина номер десять: Уникальная возможность посетить школу красоты. Спешите в магазины Л Этуаль с 28 по 30 ноября".
В эфире радиостанции "Лав радио" реклама компании "Л Этуаль" распространялась в течение 6 дней (с 25.11.2007 по 30.11.2007) в количестве 18 рекламных роликов в день (итого 108 выходов) следующего содержания:
"Л Этуаль 10 лет. 10 причин сделать покупку с 28 по 30 ноября. Причина номер один: В подарок вы получаете дисконтную карту на 10%. Причина номер два: Если у вас уже есть дисконтная карта, ее номинал увеличивается на 5%. Причина номер три: Если у вас золотая карта вы получаете эксклюзивный подарок. Спешите в магазины Л Этуаль с 28 по 30 ноября".
"Л Этуаль 10 лет. 10 причин сделать покупку с 28 по 30 ноября. Причина номер пять: Всем покупателям подарок. Причина номер шесть: При покупке на 5000 рублей подарочный сертификат на 500 рублей. Причина номер семь: Всем именинникам ноября скидка 25%. Спешите в магазины Л Этуаль с 28 по 30 ноября.
"Л Этуаль 10 лет. 10 причин сделать покупку с 28 по 30 ноября. Причина номер восемь: Возможность приобрести ароматы от 299 рублей. Причина номер девять: Возможность получить основы экспресс макияжа. Причина номер десять: Уникальная возможность посетить школу красоты. Спешите в магазины Л Этуаль с 28 по 30 ноября".
По мнению антимонопольного органа, отсутствие в радиорекламе ссылок на дополнительные условия по предоставлению определенных подарков свидетельствует о распространении рекламируемых поощрений на любых покупателей, в том числе и на совершивших незначительные по стоимости покупки. Однако из рекламных листовок следует, что существуют ограничения, а именно: рекламируемые поощрения покупателям обусловлены размером стоимости покупки, наличием дисконтных карт, видом приобретаемого товара. Отсутствие в рекламе "Нам 10 лет. 10 причин посетить магазин Л "Этуаль 28, 29, 30 ноября", распространяемой в эфире радиостанций "Лав радио" и "Авторадио", информации об условиях предоставления поощрительных подарков вводит потребителей рекламы в заблуждение об условиях приобретения товара. Кроме того, в местах продаж компании "Л Этуаль" около кассовых аппаратов размещались рекламные афиши в количестве 16 штук формата А4 аналогичные по содержанию с рекламными листовками, но содержащие существенную информацию о том, что все рекламируемые предложения действительны для владельцев 5%, 10%, 15%, 20% карт при покупке на сумму от 500 рублей. Данное существенное условие на рекламных листовках и в радиорекламе отсутствует, что также вводит потребителей рекламы в заблуждение об условиях приобретения товара.
29.11.2007 в отношении ООО "Галерея Л Этуаль" возбуждено дела об административном правонарушении по признакам нарушения законодательства о рекламе. В ходе рассмотрения дела 13.12.2007 комиссией УФАС по Хабаровскому краю установлен факт распространения обществом ненадлежащей рекламы, 18.12.2007 по результатам рассмотрения материалов в отсутствие законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.
17.01.2008 на основании названного протокола заместителем руководителя УФАС по Хабаровскому краю Гуринович Е.В. вынесено постановление N 1 по делу об административном правонарушении N 4-05/57, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.03.2008 по делу А73-1096/2008-89АП постановление УФАС от 17.01.2008 отменено в связи с допущенными антимонопольным органом процессуальными нарушениями. Арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанции данное решение оставлено без изменения.
Определением от 26.06.2005 антимонопольным органом назначено рассмотрение протокола об административном правонарушении на 25.07.2008. Данное определение получено обществом, согласно почтовому уведомлению, 09.07.2008.
25.07.2008 начальником отдела рекламы и недобросовестной конкуренции О.Н. Власкиной в отношении общества в отсутствие его законного представителя извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола, составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, по факту распространения обществом ненадлежащей рекламы.
Сопроводительным письмом от 25.07.2008 N 01/5-3607 протокол об административном правонарушении направлен в адрес общества, согласно уведомлению о вручении, получен 01.08.2008. Определением от 08.08.2008 рассмотрение дела назначено на 09.09.2008 на 11 часов 00 минут по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 32, каб 430.
Определением от 09.09.2008 рассмотрение дела N 4-05/79 отложено на 06.10.2008 в связи с тем, что на рассмотрение дела 09.09.2008 явился представитель общества с доверенностью, оформленной ненадлежащим образом.
Получение обществом названного определения от 09.09.2008 подтверждается письмом фельдъегерской службы от 23.09.2008 N 1.1-18/1050.
06.10.2008 заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю Гуринович В.В. на основании протокола и материалов по делу об административном правонарушении N 4-05/79 в присутствии представителя общества Колобова К.В., действующего на основании доверенности от 11.12.2007 б/н, вынесено постановление N 1 по делу об административном правонарушении N 4-05/79, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 14.3. КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет административную ответственность в виде взыскания штрафа с юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") предусмотрено, что:
- реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
- объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
- ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации;
- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
- потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Федеральный закон "О рекламе" устанавливает, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Закона).
В части 7 статьи 5 указанного Закона содержится запрет на рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что рекламодателем в настоящем случае является ООО "Галерея "Л Этуаль", продавец парфюмерно-косметических товаров сети магазинов "Л Этуаль", что подтверждается: договором б/н от 23.11,2007, эфирной справкой ООО "Радио Сити", актом N 112 от 30.11.2007; согласованным текстом аудиоролика на "Авторадио"; платежным поручением N 882 от 03.12.2007; договором N 46/07 от 10.01.2007 между ООО "Галерея Л 'Этуаль" и ООО "Компания Презент", платежным поручением N 879 от 03.12.2007, актами N 2554 от 22.11.2007 и N 2606 от 30.11.2007; актом N 000400 от 30.11.2007, эфирной справкой ООО "Олимп-П", актом N 000399 от 30,11.2007, платежным поручением N 881 от 03.12.2007; платежным поручением N 858 от 26.11.2007.
Таким образом, распространение рекламы "Нам 10 лет. 10 причин посетить магазин Л Этуаль в период с 28 по 30 ноября", в содержании которой отсутствует часть существенной информации о дополнительных условиях (ограничениях) по предоставлению рекламируемых предложений (подарков) свидетельствует о нарушении части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", а именно: реклама на радио не содержит ссылок на дополнительные условия по предоставлению определенных подарков, что свидетельствует о распространении рекламируемых поощрений на любых покупателей, в том числе и на совершивших незначительные по стоимости покупки, тогда как из рекламных листовок следует, что существуют ограничения, а именно: рекламируемые поощрения покупателям обусловлены размером стоимости покупки, наличием дисконтных карт, видом приобретаемого товара.
Отсутствие в спорной рекламе, распространяемой в эфире радиостанций "Лав радио" и "Авторадио", информации об условиях предоставления поощрительных подарков вводит потребителей рекламы в заблуждение об условиях приобретения товара.
В местах продаж компании "Л Этуаль" около кассовых аппаратов размещались рекламные афиши в количестве 16 штук формата А4, аналогичные по содержанию с рекламными листовками, но содержащие существенную информацию о том, что все рекламируемые предложения действительны для владельцев 5%, 10%, 15%, 20% карт при покупке на сумму от 500 рублей. Данное существенное условие на рекламных листовках и в радиорекламе отсутствует, что также вводит потребителей рекламы в заблуждение об условиях приобретения товара.
В силу статьи 14.3 КоАП РФ, объективную сторону вменяемого обществу административного правонарушения образует нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что заявителем допущены нарушения требований, предусмотренных частью 5 статьи 7 Федерального закона "О рекламе", в связи с чем, данная реклама правомерно признана антимонопольным органом ненадлежащей, следовательно, общество правомерно привлечено антимонопольным органом к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ.
Судом обоснованно отклонен как несостоятельный довод общества о фактическом вынесении административным органом постановления о назначении административного наказания 08.10.2008, а не 06.10.2008 г. (в день рассмотрения дела), поскольку дата 08.10.2008 на штампе является датой исходящего документа N 01/5-4639, а не датой вынесения постановления N 1 по делу N 4-05/79. Постановление вынесено административным органом 06.10.2008.
Не может быть признан обоснованным и довод заявителя о личной заинтересованности должностного лица Управления Е.В. Гуринович в результатах рассмотрения дела, поскольку заявителем не представлены суду достоверные доказательства ее личной заинтересованности. Факт приобретения указанным должностным лицом товаров в торговой сети ООО "Галерея Л Этуаль" в период проведения рекламной акции и не получения ею подарка, указанного в рекламных буклетах, не свидетельствует о личной заинтересованности должностного лица в рассмотрении дела. Правомерна в данном случае ссылка представителя антимонопольного органа на часть 3 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" где под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Доводы ООО "Галерея Л Этуаль" о повторности привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение судом обоснованно отклонены по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 после принятия судом решения об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП Российской Федерации, является неправомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу. Изначально вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы постановление от 17.01.2008 N 4-05/57 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, виде штрафа в размере 70 000 рублей, отменено решением арбитражного суда по иным, нежели предусмотренные статьями 2.9, 24.5 Кодекса, основаниям, а именно: в связи с нарушением процедуры привлечения к административной ответственности. При этом производство по делу об административном правонарушении судами первой, апелляционной и кассационной инстанции прекращено не было.
Отмена постановления административного органа по иным, нежели предусмотренные статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, основаниям не препятствует привлечению лица к административной ответственности в пределах соответствующего срока давности.
Не принимается ссылка представителя общества о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, со ссылкой на пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
По данному факту совершения противоправных действий нет ни постановления о назначении административного наказания, ни постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, ни постановления о возбуждении уголовного дела.
Судом также обоснованно отклонены доводы общества о неприменении административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку, в силу статьи 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Статьей 1 Федерального закона "О рекламе" установлено, что целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что совершенное обществом правонарушение не является малозначительным, поскольку деяние, квалифицируемое по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на порядок в области предпринимательской деятельности, где субъективную сторону составляет прямой умысел, следовательно, оно не может быть признано малозначительным.
Антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "Галерея Л Этуаль" было назначено административное наказание в соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 70 000 рублей, санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Исходя из положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Каких-либо отягчающих обстоятельств, которые повлекли бы применение для ООО "Галерея Л Этуаль" более строгого размера наказания, предусмотренного санкцией статьи 14.3 КоАП РФ, административным органом оспариваемом постановлении не указано. Судом таких обстоятельств в ходе судебного разбирательства также не установлено.
Следовательно, у антимонопольного органа не было оснований применять к ООО "Галерея Л Этуаль" указанное в постановлении наказание.
В соответствии со статьей 211 АПК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ суд по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление, что соответствует положениям пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Суд вправе изменить меру наказания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение,, с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность.
Таким образом, судом обоснованно отменено постановление УФАС по Хабаровскому краю от 06.10.2008 N 1 о привлечении ООО "Галерея Л Этуаль" к административной ответственности в части превышения административного штрафа в размере 40 000 рублей.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21 ноября 2008 года по делу N А73-12096/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
В.Ф.КАРАСЕВ
Н.В.МЕРКУЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)