Судебные решения, арбитраж
Общие сведения; Рекламная деятельность
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.07.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива граждан "Финанс"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.05.2009, принятое судьей Камаевой А.В.
по заявлению кредитного потребительского кооператива граждан "Финанс" о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 16.02.2009 N 03-25/39,
без участия лиц,
кредитный потребительский кооператив граждан "Финанс" (далее - КПКГ "Финанс", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконными принятого Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Управление) от 16.02.2009 решения N 03-25/39 и выданного предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 16.02.2009 N 03-25/39.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.05.2009 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кооператив обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд первой инстанции считал установленными, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Настаивает на том, что размещенная в газете информация не является рекламой.
В судебное заседание КПКГ "Финанс", Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Марий Эл явку своих представителей не обеспечили.
Антимонопольный орган представил в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на отсутствие оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции. Одновременно Управление ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятых судебных актов, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 261, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- - несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено по делу, что 05.12.2008 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Кузнецов А.И. обратился с заявлением, в котором указал, что КПКГ "Финанс" распространяет недостоверную рекламу, размещенную на рекламных листах и в газете бесплатных объявлений, о предоставлении займов населению. В связи с этим обстоятельством он просил провести проверку и принять меры к Кооперативу.
При проведении мониторинга рекламы в средствах массовой информации по заявлению гражданина Кузнецова А.И. антимонопольный орган в газете "7 дней" N 44 (515) от 08.11.2008 (стр. 13), газете "7 дней" N 45 (516) от 15.11.2008 (стр. 14), газете "7 дней" N 47 (518) от 29.11.2008 (стр. 14), газете "7 дней" N 35 (506) от 06.09.2008 (стр. 13) выявил следующую информацию: "Займы на обучение, покупка недвижимости, отдых, ремонт, развитие бизнеса, приобретение транспорта, погашение кредита, иные нужды. Быстро. Гибкий подход. Свободное погашение займа. Процент начисляется на остаток займа. Открылся новый офис: ул. Первомайская, 101а, КПКГ ФИНАНС, т.: 45-76-76, 31-48-84, Ленинский пр., 21 (на площади), т. 45-16-17 приглашаем пайщиков".
Информация аналогичного содержания обнаружена в газете "ВАШ КОНСУЛЬТАНТ ФИНАНСЫ" выпуск N 1 (1) декабрь 2008 года, а именно: "Займы на обучение, покупка недвижимости, отдых, ремонт, развитие бизнеса, приобретение транспорта, погашение кредита, иные нужды. Быстро. Гибкий подход. Свободное погашение займа. Процент начисляется на остаток займа. КПКГ ФИНАНС. Приглашаем пайщиков. Ленинский пр., 21 (на площади), т. 45-16-17, Первомайская, 101а, т.: 45-76-76, 31-48-84".
29.12.2008 комиссия Управления вынесла определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе N 03-25/39.
16.02.2009 комиссия Управления рассмотрела дело по признакам нарушения законодательства о рекламе и приняла решение N 03-25/39, в котором признала рекламу КПКГ "Финанс" ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Одновременно антимонопольный орган выдал предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе N 03-25/39, в соответствии с которым в срок до 02.03.2009 КПКГ "Финанс" должно прекратить распространение рекламы о предоставление займов без указания всей существенной информации о рекламируемом товаре (услуга), условиях его приобретения или использования, а именно без указания обязанности вступления в члены кооператива, внесения паевых взносов, а также ответственности членов кооператива по его обязательствам.
Считая решение и предписание антимонопольного органа незаконными и нарушающими его права и законные интересы, Кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе (пункт 5.3.10 Положения).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В процессе производства по делу заявитель последовательно утверждает, что распространенные сведения не являются рекламой, так как предназначены для определенного круга лиц - пайщиков Кооператива.
Закон о рекламе не содержит определения понятия "неопределенный круг лиц". Между тем из письма Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 N АЦ/4624 (государственный орган, на который возложена функция осуществления контроля соблюдения законодательства о рекламе) следует, что под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Антимонопольным органом доказано, что рассматриваемые информационные блоки не содержат прямого указания на лиц, которым они адресованы. Формулировка "приглашаем пайщиков" в данном случае не означает, что информация предназначена только для пайщиков. Содержание сообщения таково, что воспринимается оно любым лицом и в части получения займов, и в части возможности принять участие (тем или иным образом) в Кооперативе.
Газеты, в которых размещена информация, распространяются среди неопределенного округа лиц, что дополнительно подтверждает, что словосочетание "приглашаем пайщиков" не означает ограничение круга потенциальных потребителей информации только пайщиками, число которых заранее известно, но и воспринимается иными лицами ввиду отсутствия у них опыта и соответствующих знаний.
Комиссия антимонопольного органа правомерно на основании части 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" исходила из того, что распространенная КПКГ "Финанс" реклама является ненадлежащей.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В распространяемой рекламной информации отсутствует часть существенной информации о том, что получать займы на потребительские и иные нужды по смыслу части 3 статьи 6, части 1 статьи 17, статьи 19 Федерального закона от 07.08.2001 N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (далее - Закон о кооперативах) вправе только члены КПКГ, которые обязаны внести вступительный и обязательный взнос для получения займа.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о кооперативах кредитный потребительский кооператив граждан - потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи.
Часть 3 статьи 6 указанного Закона предусматривает, что члены кредитного потребительского кооператива граждан обязаны вносить паевые взносы в порядке, предусмотренном уставом кредитного потребительского кооператива граждан; своевременно возвращать займы; покрывать образовавшиеся убытки кредитного потребительского кооператива граждан посредством дополнительных взносов в течение трех месяцев после утверждения годового баланса кредитного потребительского кооператива граждан. Также члены кредитного потребительского кооператива граждан солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кредитного потребительского кооператива граждан.
В силу части 1 статьи 17 Закона о кооперативах средства фонда финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива используются для предоставления займов только членам кредитного потребительского кооператива граждан (пункт 14.1 Устава КПКГ "Финанс").
Уставом КПКГ "Финанс" предусмотрено, что в кооперативе создается фонд финансовой взаимопомощи, который является источником выдачи займов, предоставляемых пайщикам (пункт 13.1).
Согласно пункту 13.2 Устава фонд финансовой взаимопомощи формируется за счет части собственных средств Кооператива и личных сбережений пайщиков. Фонд финансовой взаимопомощи может формироваться также за счет средств целевого финансирования сторонних организаций, переданных целевым назначением для выдачи займов пайщикам Кооператива и обеспечения иных программ финансовой взаимопомощи.
В силу пунктов 5.2, 5.3 Устава граждане, желающие вступить в члены кооператива, подают письменное заявление и заполняют анкету. Гражданин становится членом кооператива со дня внесения вступительного (регистрационного взноса (пункт 9.1) и обязательного (минимального) паевого взноса (п. 9.2.2.1)).
Кроме того, пункт 9.2.1 Устава предусматривает дополнительно следующие виды паевых взносов: капитализационный, операционный, целевой, а также дополнительный взнос (пункт 9.2.6).
Однако в спорной рекламе отсутствовала информация, обеспечивающая возможность правильного выбора услуг, а именно указание на возможность получения займа только на основании членства в кооперативе. Не указано также в ней и о необходимости внесения вступительного и обязательного взноса для получения займа, что влечет искажение смысла информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку из текста непосредственно следует, что получить заем может любое лицо без дополнительных условий.
Следовательно, распространенная Кооперативом реклама не сообщает части существенной информации о специфических принципах деятельности Кооператива, а именно об обязанности вступления в его члены, внесении паевых взносов, а также об ответственности членов кооператива по его обязательствам, чем вводит в заблуждение потребителей рекламы и нарушает гарантии соблюдения информационного права потребителей.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применив нормы материального права, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемого решения антимонопольного органа Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Рассмотрев требования кооператива в части признания незаконным выданного антимонопольным органом предписания, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в этой части, поскольку предписание выдано на основании законного и обоснованного решения, по форме и содержанию соответствует Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Правилам рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Принимая во внимание все вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемые решение и предписание приняты уполномоченным органом, соответствуют Федеральному закону 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и не нарушают права и законные интересы Кооператива в сфере предпринимательской деятельности, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции полагает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене или изменению решения суда первой инстанции в данном случае отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Апелляционная жалоба Кооператива признается необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания обоснованными их не находит и суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.05.2009 по делу N А38-849/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива граждан "Финанс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.07.2009 ПО ДЕЛУ N А38-849/2009
Разделы:Общие сведения; Рекламная деятельность
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2009 г. по делу N А38-849/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.07.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива граждан "Финанс"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.05.2009, принятое судьей Камаевой А.В.
по заявлению кредитного потребительского кооператива граждан "Финанс" о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 16.02.2009 N 03-25/39,
без участия лиц,
установил:
кредитный потребительский кооператив граждан "Финанс" (далее - КПКГ "Финанс", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконными принятого Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Управление) от 16.02.2009 решения N 03-25/39 и выданного предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 16.02.2009 N 03-25/39.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.05.2009 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кооператив обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд первой инстанции считал установленными, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Настаивает на том, что размещенная в газете информация не является рекламой.
В судебное заседание КПКГ "Финанс", Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Марий Эл явку своих представителей не обеспечили.
Антимонопольный орган представил в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на отсутствие оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции. Одновременно Управление ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятых судебных актов, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 261, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- - несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- - нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено по делу, что 05.12.2008 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Кузнецов А.И. обратился с заявлением, в котором указал, что КПКГ "Финанс" распространяет недостоверную рекламу, размещенную на рекламных листах и в газете бесплатных объявлений, о предоставлении займов населению. В связи с этим обстоятельством он просил провести проверку и принять меры к Кооперативу.
При проведении мониторинга рекламы в средствах массовой информации по заявлению гражданина Кузнецова А.И. антимонопольный орган в газете "7 дней" N 44 (515) от 08.11.2008 (стр. 13), газете "7 дней" N 45 (516) от 15.11.2008 (стр. 14), газете "7 дней" N 47 (518) от 29.11.2008 (стр. 14), газете "7 дней" N 35 (506) от 06.09.2008 (стр. 13) выявил следующую информацию: "Займы на обучение, покупка недвижимости, отдых, ремонт, развитие бизнеса, приобретение транспорта, погашение кредита, иные нужды. Быстро. Гибкий подход. Свободное погашение займа. Процент начисляется на остаток займа. Открылся новый офис: ул. Первомайская, 101а, КПКГ ФИНАНС, т.: 45-76-76, 31-48-84, Ленинский пр., 21 (на площади), т. 45-16-17 приглашаем пайщиков".
Информация аналогичного содержания обнаружена в газете "ВАШ КОНСУЛЬТАНТ ФИНАНСЫ" выпуск N 1 (1) декабрь 2008 года, а именно: "Займы на обучение, покупка недвижимости, отдых, ремонт, развитие бизнеса, приобретение транспорта, погашение кредита, иные нужды. Быстро. Гибкий подход. Свободное погашение займа. Процент начисляется на остаток займа. КПКГ ФИНАНС. Приглашаем пайщиков. Ленинский пр., 21 (на площади), т. 45-16-17, Первомайская, 101а, т.: 45-76-76, 31-48-84".
29.12.2008 комиссия Управления вынесла определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе N 03-25/39.
16.02.2009 комиссия Управления рассмотрела дело по признакам нарушения законодательства о рекламе и приняла решение N 03-25/39, в котором признала рекламу КПКГ "Финанс" ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Одновременно антимонопольный орган выдал предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе N 03-25/39, в соответствии с которым в срок до 02.03.2009 КПКГ "Финанс" должно прекратить распространение рекламы о предоставление займов без указания всей существенной информации о рекламируемом товаре (услуга), условиях его приобретения или использования, а именно без указания обязанности вступления в члены кооператива, внесения паевых взносов, а также ответственности членов кооператива по его обязательствам.
Считая решение и предписание антимонопольного органа незаконными и нарушающими его права и законные интересы, Кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе (пункт 5.3.10 Положения).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В процессе производства по делу заявитель последовательно утверждает, что распространенные сведения не являются рекламой, так как предназначены для определенного круга лиц - пайщиков Кооператива.
Закон о рекламе не содержит определения понятия "неопределенный круг лиц". Между тем из письма Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 N АЦ/4624 (государственный орган, на который возложена функция осуществления контроля соблюдения законодательства о рекламе) следует, что под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Антимонопольным органом доказано, что рассматриваемые информационные блоки не содержат прямого указания на лиц, которым они адресованы. Формулировка "приглашаем пайщиков" в данном случае не означает, что информация предназначена только для пайщиков. Содержание сообщения таково, что воспринимается оно любым лицом и в части получения займов, и в части возможности принять участие (тем или иным образом) в Кооперативе.
Газеты, в которых размещена информация, распространяются среди неопределенного округа лиц, что дополнительно подтверждает, что словосочетание "приглашаем пайщиков" не означает ограничение круга потенциальных потребителей информации только пайщиками, число которых заранее известно, но и воспринимается иными лицами ввиду отсутствия у них опыта и соответствующих знаний.
Комиссия антимонопольного органа правомерно на основании части 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" исходила из того, что распространенная КПКГ "Финанс" реклама является ненадлежащей.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" ненадлежащей является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В распространяемой рекламной информации отсутствует часть существенной информации о том, что получать займы на потребительские и иные нужды по смыслу части 3 статьи 6, части 1 статьи 17, статьи 19 Федерального закона от 07.08.2001 N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (далее - Закон о кооперативах) вправе только члены КПКГ, которые обязаны внести вступительный и обязательный взнос для получения займа.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о кооперативах кредитный потребительский кооператив граждан - потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи.
Часть 3 статьи 6 указанного Закона предусматривает, что члены кредитного потребительского кооператива граждан обязаны вносить паевые взносы в порядке, предусмотренном уставом кредитного потребительского кооператива граждан; своевременно возвращать займы; покрывать образовавшиеся убытки кредитного потребительского кооператива граждан посредством дополнительных взносов в течение трех месяцев после утверждения годового баланса кредитного потребительского кооператива граждан. Также члены кредитного потребительского кооператива граждан солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кредитного потребительского кооператива граждан.
В силу части 1 статьи 17 Закона о кооперативах средства фонда финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива используются для предоставления займов только членам кредитного потребительского кооператива граждан (пункт 14.1 Устава КПКГ "Финанс").
Уставом КПКГ "Финанс" предусмотрено, что в кооперативе создается фонд финансовой взаимопомощи, который является источником выдачи займов, предоставляемых пайщикам (пункт 13.1).
Согласно пункту 13.2 Устава фонд финансовой взаимопомощи формируется за счет части собственных средств Кооператива и личных сбережений пайщиков. Фонд финансовой взаимопомощи может формироваться также за счет средств целевого финансирования сторонних организаций, переданных целевым назначением для выдачи займов пайщикам Кооператива и обеспечения иных программ финансовой взаимопомощи.
В силу пунктов 5.2, 5.3 Устава граждане, желающие вступить в члены кооператива, подают письменное заявление и заполняют анкету. Гражданин становится членом кооператива со дня внесения вступительного (регистрационного взноса (пункт 9.1) и обязательного (минимального) паевого взноса (п. 9.2.2.1)).
Кроме того, пункт 9.2.1 Устава предусматривает дополнительно следующие виды паевых взносов: капитализационный, операционный, целевой, а также дополнительный взнос (пункт 9.2.6).
Однако в спорной рекламе отсутствовала информация, обеспечивающая возможность правильного выбора услуг, а именно указание на возможность получения займа только на основании членства в кооперативе. Не указано также в ней и о необходимости внесения вступительного и обязательного взноса для получения займа, что влечет искажение смысла информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку из текста непосредственно следует, что получить заем может любое лицо без дополнительных условий.
Следовательно, распространенная Кооперативом реклама не сообщает части существенной информации о специфических принципах деятельности Кооператива, а именно об обязанности вступления в его члены, внесении паевых взносов, а также об ответственности членов кооператива по его обязательствам, чем вводит в заблуждение потребителей рекламы и нарушает гарантии соблюдения информационного права потребителей.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применив нормы материального права, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемого решения антимонопольного органа Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Рассмотрев требования кооператива в части признания незаконным выданного антимонопольным органом предписания, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в этой части, поскольку предписание выдано на основании законного и обоснованного решения, по форме и содержанию соответствует Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Правилам рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Принимая во внимание все вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемые решение и предписание приняты уполномоченным органом, соответствуют Федеральному закону 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и не нарушают права и законные интересы Кооператива в сфере предпринимательской деятельности, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции полагает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене или изменению решения суда первой инстанции в данном случае отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Апелляционная жалоба Кооператива признается необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания обоснованными их не находит и суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.05.2009 по делу N А38-849/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива граждан "Финанс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)