Судебные решения, арбитраж
Реклама на транспорте; Рекламная деятельность
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 20 мая 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 мая 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Санниковой К.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Кузоватовский район"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 апреля 2013 года по делу N А72-38/2013 (судья Лубянова О.А.)
принятое по заявлению администрации муниципального образования "Кузоватовский район", Ульяновская область, Кузоватовский район,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконным решения от 10 октября 2012 года по делу N 8905/04-2012,
установил:
Администрация муниципального образования "Кузоватовский район" (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - ответчик) от 10 октября 2012 года по делу N 8905/04-2012.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05 апреля 2013 года заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение признано недействительным в части признания действий Администрации МО "Кузоватовский район" Ульяновской области по установлению требований к заявителям, обращающимся за услугой по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, выраженные в пункте 5.2.1 "Административного регламента предоставления муниципальной услугой по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на территории муниципального образования Кузоватовский район", утвержденный постановлением Администрации МО Кузоватовский район от 11.05.2010 N 193, а именно:
- - заявления установленного образца;
- - подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции с приложением документов, удостоверяющих полномочия лица на выдачу согласия (оригинал согласия собственника подшивается в экземпляре N 1, в остальных экземплярах подшивается копия данного документа);
- - эскизный проект рекламной конструкции, выполненный в цвете и представляющий фронтальные виды рекламной конструкции с габаритными размерами и площадью;
- - краткое описание рекламного объекта (способ изготовления, применяемые материалы, наличие электрического подключения);
- - дорожная схема (в случае размещения отдельно стоящей рекламной конструкции) с указанием предполагаемого места установки рекламной конструкции, а также расстояния до ближайших существующих объектов (домов, опор освещения, дорожных знаков, пешеходных переходов, перекрестков, ближайших рекламных объектов, остановок);
- - фотография предполагаемого места размещения рекламной конструкции, дающая четкое представление о том, какие близлежащие рекламные конструкции, дорожные знаки, здания, участки дороги, находятся в близи предполагаемого места установки рекламной конструкции (не требуется при размещении рекламы на транспортных средствах);
- - доверенность представителя юридического или физического лица, заверенная в установленном порядке, на право представления интересов по оформлению разрешительной документации (подача заявления, получение и сдача листа согласования, получение договоров и счетов, разрешений и технических паспортов) на размещение рекламной конструкции;
- - проектная документация рекламной конструкции (после прохождения листов согласования);
- - подтверждение оплаты государственной пошлины: для физического лица - оригинал квитанции об уплате государственной пошлины, для юридического лица - платежное поручение. В платежном документе должны быть указаны адрес размещения и вид рекламной конструкции, признать незаконным.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Администрация муниципального образования "Кузоватовский район" подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
По мнению подателя жалобы судом сделаны противоречащие материалам дела выводы, нарушающие нормы материального права. В рамках рассмотрения аналогичных споров доказыванию подлежит направленность действий именно на ограничение конкуренции и на нарушение прав иных хозяйствующих субъектов, тогда как в оспариваемом решении не указано каким образом нормативный правовой акт заявителя ограничил конкуренцию на данном товарном рынке, не приведены конкретные факты и доказательства влияния принятого акта на деятельность какого-либо иного участника рынка либо нарушения его прав в хозяйственной деятельности.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство от администрации муниципального образования "Кузоватовский район" о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Администрация муниципального образования "Кузоватовский район" Ульяновской области постановлением N 193 от 11 мая 2010 года утвердила "Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на территории муниципального образования "Кузоватовский район".
Пунктом 3.3.3 указанного регламента установлено, что в случае выявленных нарушений действующего законодательства и установленного порядка выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования "Кузоватовский район", управление строительства и архитектуры администрации муниципального образования "Кузоватовский район" вправе приостановить предоставление муниципальной услуги, предоставив заявителю 15-дневный срок для устранения нарушений.
Пунктом 5.2.1 Административного регламента определены следующие документы, представляемые заявителем для выдачи разрешения на установку рекламной конструкции:
- - заявление установленного образца;
- - копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридического лица) или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуального предпринимателя);
- - копия паспорта для физического лица или физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;
- - свидетельство о постановке на налоговый учет;
- - копия свидетельства о праве собственности и/или договора об аренде помещения; копия технического паспорта БТИ (в случае размещения рекламной конструкции на здании);
- - подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции с приложением документов, удостоверяющих полномочия лица на выдачу согласия (оригинал согласия собственника подшивается в экземпляре N 1, в остальных экземплярах подшивается копия данного документа);
- - договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, уполномоченным собственником такого имущества (выступающим от собственника имущества по доверенности), в том числе с арендатором;
- - эскизный проект рекламной конструкции, выполненный в цвете и представляющий фронтальные виды рекламной конструкции с габаритными размерами и площадью;
- - краткое описание рекламного объекта (способ изготовления, применяемые материалы, наличие электрического подключения);
- - дорожная схема (в случае размещения отдельно стоящей рекламной конструкции) с указанием предполагаемого места установки рекламной конструкции, а также расстояния до ближайших существующих объектов (домов, опор освещения, дорожных знаков, пешеходных переходов, перекрестков, ближайших рекламных объектов, остановок);
- - фотография предполагаемого места размещения рекламной конструкции, дающая четкое представление о том, какие близлежащие рекламные конструкции, дорожные знаки, здания, участки дороги, находятся близи предполагаемого места установки рекламной конструкции (не требуется при размещении рекламы на транспортных средствах);
- - доверенность представителя юридического или физического лица, заверенная в установленном порядке, на право представления интересов по оформлению разрешительной документации (подача заявления, получение и сдача листа согласования, получение договоров и счетов, разрешений и технических паспортов) на размещение рекламной конструкции;
- - проектная документация рекламной конструкции (после прохождения листов согласований);
- - подтверждение оплаты государственной пошлины: для физического лица - оригинал квитанции об оплате государственной пошлины, для юридического лица - платежное поручение. В платежном документе должны быть указаны адрес размещения и вид рекламной конструкции.
Ответчик, полагая, что исполнение ряда положений регламента может повлечь нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом от 12 сентября 2012 года N 255 возбудил дело по признакам нарушения Администрацией МО "Кузоватовский район" Ульяновской области ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции".
Решением от 10 октября 2012 года по делу N 8905-04/2012 Ульяновское УФАС России признало действия Администрации МО "Кузоватовский район" Ульяновской области по установлению требований к заявителям, обращающимся за услугой по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, п. 5.2.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на территории муниципального образования "Кузоватовский район", утвержденного Постановлением администрации МО "Кузоватовский район" от 11 мая 2010 года N 193, а также включение п. 3.3.3. в данный Регламент нарушающими ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции".
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявленные требования удовлетворены частично.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Постановлением Администрации муниципального образования "Кузоватовский район" Ульяновской области N 592 от 21 сентября 2012 года в целях приведения в соответствие с действующим законодательством из Административного регламента исключен пункт 3.3.3.
Пунктом 4 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как определено ч. 9 ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" к заявлению прилагаются:
- данные о заявителе - физическом лице. Данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешений органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 12 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" установлено, что орган местного самоуправления муниципального района не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному органу местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа в целях проверки факта, является ли заявитель или давшее согласие на присоединение к недвижимому имуществу рекламной конструкции иное лицо собственником или иным законным владельцем этого имущества, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединять рекламную конструкцию размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции.
В соответствии с ч. 13 ст. 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Таким образом, Федеральный закон N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на установку рекламной конструкции. Указанный перечень расширительному толкованию не подлежит.
Следовательно, как правильно указал суд, не противоречит законодательству требование о представлении для выдачи разрешения таких документов как:
- - заявления установленного образца;
- - подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции с приложением документов, удостоверяющих полномочия лица на выдачу согласия (оригинал согласия собственника подшивается в экземпляре N 1, в остальных экземплярах подшивается копия данного документа);
- - эскизный проект рекламной конструкции, выполненный в цвете и представляющий фронтальные виды рекламной конструкции с габаритными размерами и площадью;
- - краткое описание рекламного объекта (способ изготовления, применяемые материалы, наличие электрического подключения);
- - дорожная схема (в случае размещения отдельно стоящей рекламной конструкции) с указанием предполагаемого места установки рекламной конструкции, а также расстояния до ближайших существующих объектов (домов, опор освещения, дорожных знаков, пешеходных переходов, перекрестков, ближайших рекламных объектов, остановок);
- - фотография предполагаемого места размещения рекламной конструкции, дающая четкое представление о том, какие близлежащие рекламные конструкции, дорожные знаки, здания, участки дороги, находятся вблизи предполагаемого места установки рекламной конструкции (не требуется при размещении рекламы на транспортных средствах);
- - доверенность представителя юридического или физического лица, заверенная в установленном порядке, на право представления интересов по оформлению разрешительной документации (подача заявления, получение и сдача листа согласования, получение договоров и счетов, разрешений и технических паспортов) на размещение рекламной конструкции;
- - проектная документация рекламной конструкции (после прохождения листов согласования);
- - подтверждение оплаты государственной пошлины: для физического лица - оригинал квитанции об уплате государственной пошлины, для юридического лица - платежное поручение. В платежном документе должны быть указаны адрес размещения и вид рекламной конструкции, изложенные в Административном регламенте.
Суд первой инстанции в данной части правомерно счел решение УФАС по Ульяновской области по делу N 8905/04-2012 от 10.10.2012 незаконным и необоснованным.
Суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что требования о предоставлении паспорта физического лица и копий свидетельств о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не соответствуют п. 1 ч. 11 ст. 19 Закона о рекламе.
Требование о предоставлении копии свидетельства о праве собственности и/или договора об аренде помещения, копии технического паспорта БТИ противоречит ч. 12 ст. 19 Закона о рекламе.
Кроме того, требование о предоставлении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не содержится в Законе о рекламе.
Следовательно, как правильно указал суд, Административный регламент содержит требования, отсутствующие в Законе о рекламе.
Для квалификации действий по части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления.
Кроме того, из указанной нормы не вытекает обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, так как действия властного органа могут признаваться нарушающими запрет части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 указано, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 апреля 2013 года по делу N А72-38/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.05.2013 ПО ДЕЛУ N А72-38/2013
Разделы:Реклама на транспорте; Рекламная деятельность
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2013 г. по делу N А72-38/2013
Резолютивная часть постановления объявлена: 20 мая 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 27 мая 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Санниковой К.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Кузоватовский район"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 апреля 2013 года по делу N А72-38/2013 (судья Лубянова О.А.)
принятое по заявлению администрации муниципального образования "Кузоватовский район", Ульяновская область, Кузоватовский район,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконным решения от 10 октября 2012 года по делу N 8905/04-2012,
установил:
Администрация муниципального образования "Кузоватовский район" (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - ответчик) от 10 октября 2012 года по делу N 8905/04-2012.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05 апреля 2013 года заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение признано недействительным в части признания действий Администрации МО "Кузоватовский район" Ульяновской области по установлению требований к заявителям, обращающимся за услугой по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, выраженные в пункте 5.2.1 "Административного регламента предоставления муниципальной услугой по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на территории муниципального образования Кузоватовский район", утвержденный постановлением Администрации МО Кузоватовский район от 11.05.2010 N 193, а именно:
- - заявления установленного образца;
- - подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции с приложением документов, удостоверяющих полномочия лица на выдачу согласия (оригинал согласия собственника подшивается в экземпляре N 1, в остальных экземплярах подшивается копия данного документа);
- - эскизный проект рекламной конструкции, выполненный в цвете и представляющий фронтальные виды рекламной конструкции с габаритными размерами и площадью;
- - краткое описание рекламного объекта (способ изготовления, применяемые материалы, наличие электрического подключения);
- - дорожная схема (в случае размещения отдельно стоящей рекламной конструкции) с указанием предполагаемого места установки рекламной конструкции, а также расстояния до ближайших существующих объектов (домов, опор освещения, дорожных знаков, пешеходных переходов, перекрестков, ближайших рекламных объектов, остановок);
- - фотография предполагаемого места размещения рекламной конструкции, дающая четкое представление о том, какие близлежащие рекламные конструкции, дорожные знаки, здания, участки дороги, находятся в близи предполагаемого места установки рекламной конструкции (не требуется при размещении рекламы на транспортных средствах);
- - доверенность представителя юридического или физического лица, заверенная в установленном порядке, на право представления интересов по оформлению разрешительной документации (подача заявления, получение и сдача листа согласования, получение договоров и счетов, разрешений и технических паспортов) на размещение рекламной конструкции;
- - проектная документация рекламной конструкции (после прохождения листов согласования);
- - подтверждение оплаты государственной пошлины: для физического лица - оригинал квитанции об уплате государственной пошлины, для юридического лица - платежное поручение. В платежном документе должны быть указаны адрес размещения и вид рекламной конструкции, признать незаконным.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Администрация муниципального образования "Кузоватовский район" подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
По мнению подателя жалобы судом сделаны противоречащие материалам дела выводы, нарушающие нормы материального права. В рамках рассмотрения аналогичных споров доказыванию подлежит направленность действий именно на ограничение конкуренции и на нарушение прав иных хозяйствующих субъектов, тогда как в оспариваемом решении не указано каким образом нормативный правовой акт заявителя ограничил конкуренцию на данном товарном рынке, не приведены конкретные факты и доказательства влияния принятого акта на деятельность какого-либо иного участника рынка либо нарушения его прав в хозяйственной деятельности.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство от администрации муниципального образования "Кузоватовский район" о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Администрация муниципального образования "Кузоватовский район" Ульяновской области постановлением N 193 от 11 мая 2010 года утвердила "Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на территории муниципального образования "Кузоватовский район".
Пунктом 3.3.3 указанного регламента установлено, что в случае выявленных нарушений действующего законодательства и установленного порядка выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования "Кузоватовский район", управление строительства и архитектуры администрации муниципального образования "Кузоватовский район" вправе приостановить предоставление муниципальной услуги, предоставив заявителю 15-дневный срок для устранения нарушений.
Пунктом 5.2.1 Административного регламента определены следующие документы, представляемые заявителем для выдачи разрешения на установку рекламной конструкции:
- - заявление установленного образца;
- - копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридического лица) или копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуального предпринимателя);
- - копия паспорта для физического лица или физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;
- - свидетельство о постановке на налоговый учет;
- - копия свидетельства о праве собственности и/или договора об аренде помещения; копия технического паспорта БТИ (в случае размещения рекламной конструкции на здании);
- - подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции с приложением документов, удостоверяющих полномочия лица на выдачу согласия (оригинал согласия собственника подшивается в экземпляре N 1, в остальных экземплярах подшивается копия данного документа);
- - договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, уполномоченным собственником такого имущества (выступающим от собственника имущества по доверенности), в том числе с арендатором;
- - эскизный проект рекламной конструкции, выполненный в цвете и представляющий фронтальные виды рекламной конструкции с габаритными размерами и площадью;
- - краткое описание рекламного объекта (способ изготовления, применяемые материалы, наличие электрического подключения);
- - дорожная схема (в случае размещения отдельно стоящей рекламной конструкции) с указанием предполагаемого места установки рекламной конструкции, а также расстояния до ближайших существующих объектов (домов, опор освещения, дорожных знаков, пешеходных переходов, перекрестков, ближайших рекламных объектов, остановок);
- - фотография предполагаемого места размещения рекламной конструкции, дающая четкое представление о том, какие близлежащие рекламные конструкции, дорожные знаки, здания, участки дороги, находятся близи предполагаемого места установки рекламной конструкции (не требуется при размещении рекламы на транспортных средствах);
- - доверенность представителя юридического или физического лица, заверенная в установленном порядке, на право представления интересов по оформлению разрешительной документации (подача заявления, получение и сдача листа согласования, получение договоров и счетов, разрешений и технических паспортов) на размещение рекламной конструкции;
- - проектная документация рекламной конструкции (после прохождения листов согласований);
- - подтверждение оплаты государственной пошлины: для физического лица - оригинал квитанции об оплате государственной пошлины, для юридического лица - платежное поручение. В платежном документе должны быть указаны адрес размещения и вид рекламной конструкции.
Ответчик, полагая, что исполнение ряда положений регламента может повлечь нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом от 12 сентября 2012 года N 255 возбудил дело по признакам нарушения Администрацией МО "Кузоватовский район" Ульяновской области ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции".
Решением от 10 октября 2012 года по делу N 8905-04/2012 Ульяновское УФАС России признало действия Администрации МО "Кузоватовский район" Ульяновской области по установлению требований к заявителям, обращающимся за услугой по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, п. 5.2.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на территории муниципального образования "Кузоватовский район", утвержденного Постановлением администрации МО "Кузоватовский район" от 11 мая 2010 года N 193, а также включение п. 3.3.3. в данный Регламент нарушающими ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции".
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявленные требования удовлетворены частично.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Постановлением Администрации муниципального образования "Кузоватовский район" Ульяновской области N 592 от 21 сентября 2012 года в целях приведения в соответствие с действующим законодательством из Административного регламента исключен пункт 3.3.3.
Пунктом 4 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как определено ч. 9 ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" к заявлению прилагаются:
- данные о заявителе - физическом лице. Данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешений органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 12 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" установлено, что орган местного самоуправления муниципального района не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному органу местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа в целях проверки факта, является ли заявитель или давшее согласие на присоединение к недвижимому имуществу рекламной конструкции иное лицо собственником или иным законным владельцем этого имущества, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на недвижимое имущество, к которому предполагается присоединять рекламную конструкцию размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции.
В соответствии с ч. 13 ст. 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Таким образом, Федеральный закон N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на установку рекламной конструкции. Указанный перечень расширительному толкованию не подлежит.
Следовательно, как правильно указал суд, не противоречит законодательству требование о представлении для выдачи разрешения таких документов как:
- - заявления установленного образца;
- - подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции с приложением документов, удостоверяющих полномочия лица на выдачу согласия (оригинал согласия собственника подшивается в экземпляре N 1, в остальных экземплярах подшивается копия данного документа);
- - эскизный проект рекламной конструкции, выполненный в цвете и представляющий фронтальные виды рекламной конструкции с габаритными размерами и площадью;
- - краткое описание рекламного объекта (способ изготовления, применяемые материалы, наличие электрического подключения);
- - дорожная схема (в случае размещения отдельно стоящей рекламной конструкции) с указанием предполагаемого места установки рекламной конструкции, а также расстояния до ближайших существующих объектов (домов, опор освещения, дорожных знаков, пешеходных переходов, перекрестков, ближайших рекламных объектов, остановок);
- - фотография предполагаемого места размещения рекламной конструкции, дающая четкое представление о том, какие близлежащие рекламные конструкции, дорожные знаки, здания, участки дороги, находятся вблизи предполагаемого места установки рекламной конструкции (не требуется при размещении рекламы на транспортных средствах);
- - доверенность представителя юридического или физического лица, заверенная в установленном порядке, на право представления интересов по оформлению разрешительной документации (подача заявления, получение и сдача листа согласования, получение договоров и счетов, разрешений и технических паспортов) на размещение рекламной конструкции;
- - проектная документация рекламной конструкции (после прохождения листов согласования);
- - подтверждение оплаты государственной пошлины: для физического лица - оригинал квитанции об уплате государственной пошлины, для юридического лица - платежное поручение. В платежном документе должны быть указаны адрес размещения и вид рекламной конструкции, изложенные в Административном регламенте.
Суд первой инстанции в данной части правомерно счел решение УФАС по Ульяновской области по делу N 8905/04-2012 от 10.10.2012 незаконным и необоснованным.
Суд первой инстанции обоснованно указал в решении, что требования о предоставлении паспорта физического лица и копий свидетельств о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя не соответствуют п. 1 ч. 11 ст. 19 Закона о рекламе.
Требование о предоставлении копии свидетельства о праве собственности и/или договора об аренде помещения, копии технического паспорта БТИ противоречит ч. 12 ст. 19 Закона о рекламе.
Кроме того, требование о предоставлении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не содержится в Законе о рекламе.
Следовательно, как правильно указал суд, Административный регламент содержит требования, отсутствующие в Законе о рекламе.
Для квалификации действий по части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления.
Кроме того, из указанной нормы не вытекает обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, так как действия властного органа могут признаваться нарушающими запрет части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 указано, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 апреля 2013 года по делу N А72-38/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)