Судебные решения, арбитраж
Общие сведения; Рекламная деятельность; Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Поротниковой Е.А., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-практический центр МедИнвест-Е" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2013 по делу N А60-48181/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации в сети Интернет на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - административный орган) - Огальцева Е.Н. (доверенность от 19.11.2012)
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 12.11.2012 по делу N 64 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 101 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2013 (судья Воронин С.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 (судьи: Щеклеина Л.Ю., Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.) решение оставлено без изменения.
Суды обеих инстанций исходили из доказанности административным органом наличия в действиях общества всех признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, УФАС по Свердловской области на основании сведений, содержащихся в заявлении Асаевой Э.А. о недостоверной рекламе акции, проводимой клиникой "Физиомед", было возбуждено дело N 64 по признакам нарушения законодательства о рекламе.
По результатам рассмотрения данного дела комиссией управления принято решение от 06.09.2012, которым реклама услуг клиники "Физиомед", предлагаемых в рамках акции, проводимой ООО НПЦ "Мед-Инвест-Е" в январе 2012 года, размещенную на сайте htth://www.groupon.ru/eburg/phmed, признана ненадлежащей, нарушающей требования:
- - ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ), поскольку реклама медицинских услуг не сопровождалась предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, которому должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства);
- - ч. 7 ст. 5 Федерального закона N 38-ФЗ, поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях использования предлагаемых услуг, а именно: что воспользоваться заявленным в рекламе количеством процедур можно только при наличии свободного времени в клинике "Физиомед".
По факту нарушения законодательства о рекламе антимонопольным органом 26.09.2012 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, постановлением от 12.11.2012 общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 101000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом состава административного правонарушения.
Данный вывод суда является правильным, соответствует действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона N 38-ФЗ не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно ч. 7 ст. 24 Федерального закона N 38-ФЗ реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Пунктом 7 ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ определено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом в любой форме и с использованием любых средств; рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 указанного Закона).
Как следует из материалов дела, ООО НПЦ "МедИнвест-Е" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N ЛО-66-01-000693 от 24.12.2009, выданной Министерством здравоохранения Свердловской области, на работы (услуги), выполняемые: 1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: сестринскому делу; физиотерапии; медицинскому массажу; функциональной диагностике; лечебной физкультуре и спортивной медицине; 2) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по: физиотерапии; применению методов традиционной медицины; неврологии; терапии; гастроэнтерологии; лечебной физкультуре и спортивной медицине.
Заявителем 27.01.2012 заключен агентский договор N ЕКАТ-ВОА-27.01.2012 с ООО "Групон Рус" на проведении рекламной акции в клинике "Физиомед", по которому данным лицом на сайте в сети "Интернет" распространялась информация следующего содержания: "10 или 20 сеансов коррекции фигуры и лечения целлюлита в специализированной клинике "Физиомед". Вакуумно-роликовый массаж, криосауна, прессотерапия, обертывание и не только. Скидки до 90%.
Быстро снизить вес, избавиться от целлюлита и улучшить фигуру без изнуряющих диет поможет абонемент на 10 или 20 любых процедур для коррекции фигуры в специализированной клинике "Физиомед". Это может быть вакуумно-роликовый массаж тела, подводный душ-массаж с озонотерапией, криосауна (лечебное кратковременное воздействие очень низких температур на организм способствует усилению обмена веществ и потере лишнего веса), прессотерапия (массаж сжатым воздухом через специальный костюм), кофейное или водорослевое обертывание. Они подходят всем независимо от возраста и уровня физической подготовки. Каждая процедура улучшает микроциркуляцию, насыщает ткани кислородом, избавляет от локальных жировых отложений, повышает тонус и упругость кожи. Кроме того, участникам акции предложат бесплатной посетить хамам (турецкую парную) во время каждого визита в клинику.
Условия: купон предоставляет возможность пройти 10 или 20 сеансов коррекции фигуры и лечения целлюлита в специализированной клинике "Физиомед". На выбор представляются следующие сеансы: - вакуумно-роликовый массаж тела - 20 мин., - подводный душ-массаж с озонотерапией - 30 мин., - криосауна, - прессотерапия - 20 мин., - кофейное или водорослевое обертывание.
Для совершения покупки надо нажать кнопку "Выбрать", а затем - кнопку "Купить" против интересующего вас варианта. Купон необходимо активировать и обменять на абонемент с 27 января до 29 февраля 2012 (включительно). Абонемент на 10 сеансов будет действителен в течение 2 месяцев со дня активации. Абонемент на 20 сеансов будет действителен в течение 3 месяцев со дня активации. Один человек может использовать только один купон по данной акции и только один раз. Вы можете приобрести неограниченное количество купонов в подарок (в расчете один купон в подарок одному человеку). Дополнительно ничего оплачивать не надо. Необходима предварительная запись по телефону. Обязательно предъявляйте распечатанный купон. Если участник акции записался на сеанс, но не явился в указанное время и не предупредил об изменении своих планов, центр оставляет за собой право отказать ему в предоставлении услуг со скидкой. Скидка не суммируется с другими действующими предложениями. Бонус! Сеансы в хамаме во время каждого посещения в подарок.
Особенности: универсальные процедуры для корректировки фигуры и укрепления здоровья. Криосауна оказывает общее активирующее влияние на организм: стимулирует иммунную и эндокринную системы, оказывает обезболивающий, противовоспалительный, противоотечный и спазмолитический эффекты. Прессотерапия помогает при стрессах, бессоннице и хронической усталости".
Согласно информации, полученной управлением от Министерства здравоохранения Свердловской области (письмо от 09.08.2012 N 03-01-82/4981), предлагаемые в рекламной акции услуги: криосауна, прессотерапия и подводный душ-массаж являются медицинскими услугами по специальности физиотерапия; к медицинским услугам по массажу относится вакуумно-роликовый массаж.
Указанная информация услуг общества, в том числе медицинских услуг, отвечает признакам рекламы, установленным ст. 3 Закона о рекламе, а именно: распространялась способом, доступным неограниченному кругу лиц, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - к услугам, которые оказывает заявитель.
В соответствии с агентским договором N ЕКАТ-ВОА-27.01.2012 ООО "Групон Рус", являясь агентом ООО НПК "МедИнвест-Е" (принципал), распространяло информацию на сайте в сети "Интернет" от имени, по поручению и в интересах принципала с целью продвижения на рынке его услуг, при этом в соответствии с п. 2.1 договора общество предоставляло своему агенту материалы и информацию, необходимые для исполнения агентом обязанностей по договору, агент формирует проект публичной оферты на условиях, установленных дополнительным соглашением (п. 2.2 договора); дополнительным соглашением N 1-1/27.01.12 стороны согласовали условия акции.
Поскольку агентским договором определен объект рекламирования - услуги, оказываемые обществом, распространение рекламы осуществлялось в его же интересах, то вывод административного органа о том, что общество является рекламодателем, является обоснованным.
Судами установлен факт нарушения обществом ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 24 Федерального закона N 38-ФЗ, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении вмененного административного правонарушения административным органом установлена и подтверждается материалами дела.
Доказательства, подтверждающие отсутствие у общества реальной возможности соблюсти требования действующего законодательства о рекламе в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют, в порядке, предусмотренном ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены.
Таким образом, в действиях заявителя доказан состав административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Довод общества о неправомерном возбуждении административным органом дела о нарушении законодательства о рекламе и неприменении судами норм законодательства, предусматривающего административную ответственность за нарушение прав потребителей, подлежит отклонению.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 38-ФЗ антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Рассмотрение антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 9 ст. 36 Закона о рекламе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508 утверждены Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Правила), которые устанавливают порядок рассмотрения Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 38-ФЗ целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Закона N 38-ФЗ предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы свидетельствует о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным Законом.
На основании п. 4 ст. 3 Закона N 38-ФЗ реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ч. 4 ст. 38 Федерального закона N 38-ФЗ).
Поскольку материалами дела подтверждается распространение заявителем ненадлежащей рекламы с нарушением ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 24 Федерального закона N 38-ФЗ, антимонопольным органом правомерно возбуждено дело о нарушении обществом Закона о рекламе и рассмотрено в соответствии с компетенцией антимонопольного органа.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Общество надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует санкции ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах правовые основания для признания незаконным и отмены постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12.11.2012 по делу N 64 о назначении административного наказания отсутствуют.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, исследованы и получили надлежащую правовую оценку. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2013 по делу N А60-48181/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-практический центр МедИнвест-Е" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.КАНГИН
Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
И.А.ТАТАРИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 15.07.2013 N Ф09-6154/13 ПО ДЕЛУ N А60-48181/2012
Разделы:Общие сведения; Рекламная деятельность; Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. N Ф09-6154/13
Дело N А60-48181/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Поротниковой Е.А., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-практический центр МедИнвест-Е" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2013 по делу N А60-48181/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации в сети Интернет на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - административный орган) - Огальцева Е.Н. (доверенность от 19.11.2012)
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 12.11.2012 по делу N 64 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 101 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2013 (судья Воронин С.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 (судьи: Щеклеина Л.Ю., Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.) решение оставлено без изменения.
Суды обеих инстанций исходили из доказанности административным органом наличия в действиях общества всех признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, УФАС по Свердловской области на основании сведений, содержащихся в заявлении Асаевой Э.А. о недостоверной рекламе акции, проводимой клиникой "Физиомед", было возбуждено дело N 64 по признакам нарушения законодательства о рекламе.
По результатам рассмотрения данного дела комиссией управления принято решение от 06.09.2012, которым реклама услуг клиники "Физиомед", предлагаемых в рамках акции, проводимой ООО НПЦ "Мед-Инвест-Е" в январе 2012 года, размещенную на сайте htth://www.groupon.ru/eburg/phmed, признана ненадлежащей, нарушающей требования:
- - ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ), поскольку реклама медицинских услуг не сопровождалась предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, которому должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства);
- - ч. 7 ст. 5 Федерального закона N 38-ФЗ, поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях использования предлагаемых услуг, а именно: что воспользоваться заявленным в рекламе количеством процедур можно только при наличии свободного времени в клинике "Физиомед".
По факту нарушения законодательства о рекламе антимонопольным органом 26.09.2012 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, постановлением от 12.11.2012 общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 101000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом состава административного правонарушения.
Данный вывод суда является правильным, соответствует действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона N 38-ФЗ не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно ч. 7 ст. 24 Федерального закона N 38-ФЗ реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Пунктом 7 ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ определено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом в любой форме и с использованием любых средств; рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 указанного Закона).
Как следует из материалов дела, ООО НПЦ "МедИнвест-Е" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии N ЛО-66-01-000693 от 24.12.2009, выданной Министерством здравоохранения Свердловской области, на работы (услуги), выполняемые: 1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: сестринскому делу; физиотерапии; медицинскому массажу; функциональной диагностике; лечебной физкультуре и спортивной медицине; 2) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по: физиотерапии; применению методов традиционной медицины; неврологии; терапии; гастроэнтерологии; лечебной физкультуре и спортивной медицине.
Заявителем 27.01.2012 заключен агентский договор N ЕКАТ-ВОА-27.01.2012 с ООО "Групон Рус" на проведении рекламной акции в клинике "Физиомед", по которому данным лицом на сайте в сети "Интернет" распространялась информация следующего содержания: "10 или 20 сеансов коррекции фигуры и лечения целлюлита в специализированной клинике "Физиомед". Вакуумно-роликовый массаж, криосауна, прессотерапия, обертывание и не только. Скидки до 90%.
Быстро снизить вес, избавиться от целлюлита и улучшить фигуру без изнуряющих диет поможет абонемент на 10 или 20 любых процедур для коррекции фигуры в специализированной клинике "Физиомед". Это может быть вакуумно-роликовый массаж тела, подводный душ-массаж с озонотерапией, криосауна (лечебное кратковременное воздействие очень низких температур на организм способствует усилению обмена веществ и потере лишнего веса), прессотерапия (массаж сжатым воздухом через специальный костюм), кофейное или водорослевое обертывание. Они подходят всем независимо от возраста и уровня физической подготовки. Каждая процедура улучшает микроциркуляцию, насыщает ткани кислородом, избавляет от локальных жировых отложений, повышает тонус и упругость кожи. Кроме того, участникам акции предложат бесплатной посетить хамам (турецкую парную) во время каждого визита в клинику.
Условия: купон предоставляет возможность пройти 10 или 20 сеансов коррекции фигуры и лечения целлюлита в специализированной клинике "Физиомед". На выбор представляются следующие сеансы: - вакуумно-роликовый массаж тела - 20 мин., - подводный душ-массаж с озонотерапией - 30 мин., - криосауна, - прессотерапия - 20 мин., - кофейное или водорослевое обертывание.
Для совершения покупки надо нажать кнопку "Выбрать", а затем - кнопку "Купить" против интересующего вас варианта. Купон необходимо активировать и обменять на абонемент с 27 января до 29 февраля 2012 (включительно). Абонемент на 10 сеансов будет действителен в течение 2 месяцев со дня активации. Абонемент на 20 сеансов будет действителен в течение 3 месяцев со дня активации. Один человек может использовать только один купон по данной акции и только один раз. Вы можете приобрести неограниченное количество купонов в подарок (в расчете один купон в подарок одному человеку). Дополнительно ничего оплачивать не надо. Необходима предварительная запись по телефону. Обязательно предъявляйте распечатанный купон. Если участник акции записался на сеанс, но не явился в указанное время и не предупредил об изменении своих планов, центр оставляет за собой право отказать ему в предоставлении услуг со скидкой. Скидка не суммируется с другими действующими предложениями. Бонус! Сеансы в хамаме во время каждого посещения в подарок.
Особенности: универсальные процедуры для корректировки фигуры и укрепления здоровья. Криосауна оказывает общее активирующее влияние на организм: стимулирует иммунную и эндокринную системы, оказывает обезболивающий, противовоспалительный, противоотечный и спазмолитический эффекты. Прессотерапия помогает при стрессах, бессоннице и хронической усталости".
Согласно информации, полученной управлением от Министерства здравоохранения Свердловской области (письмо от 09.08.2012 N 03-01-82/4981), предлагаемые в рекламной акции услуги: криосауна, прессотерапия и подводный душ-массаж являются медицинскими услугами по специальности физиотерапия; к медицинским услугам по массажу относится вакуумно-роликовый массаж.
Указанная информация услуг общества, в том числе медицинских услуг, отвечает признакам рекламы, установленным ст. 3 Закона о рекламе, а именно: распространялась способом, доступным неограниченному кругу лиц, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - к услугам, которые оказывает заявитель.
В соответствии с агентским договором N ЕКАТ-ВОА-27.01.2012 ООО "Групон Рус", являясь агентом ООО НПК "МедИнвест-Е" (принципал), распространяло информацию на сайте в сети "Интернет" от имени, по поручению и в интересах принципала с целью продвижения на рынке его услуг, при этом в соответствии с п. 2.1 договора общество предоставляло своему агенту материалы и информацию, необходимые для исполнения агентом обязанностей по договору, агент формирует проект публичной оферты на условиях, установленных дополнительным соглашением (п. 2.2 договора); дополнительным соглашением N 1-1/27.01.12 стороны согласовали условия акции.
Поскольку агентским договором определен объект рекламирования - услуги, оказываемые обществом, распространение рекламы осуществлялось в его же интересах, то вывод административного органа о том, что общество является рекламодателем, является обоснованным.
Судами установлен факт нарушения обществом ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 24 Федерального закона N 38-ФЗ, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении вмененного административного правонарушения административным органом установлена и подтверждается материалами дела.
Доказательства, подтверждающие отсутствие у общества реальной возможности соблюсти требования действующего законодательства о рекламе в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют, в порядке, предусмотренном ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены.
Таким образом, в действиях заявителя доказан состав административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Довод общества о неправомерном возбуждении административным органом дела о нарушении законодательства о рекламе и неприменении судами норм законодательства, предусматривающего административную ответственность за нарушение прав потребителей, подлежит отклонению.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 38-ФЗ антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Рассмотрение антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 9 ст. 36 Закона о рекламе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508 утверждены Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Правила), которые устанавливают порядок рассмотрения Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На основании п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 38-ФЗ целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Закона N 38-ФЗ предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы свидетельствует о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным Законом.
На основании п. 4 ст. 3 Закона N 38-ФЗ реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ч. 4 ст. 38 Федерального закона N 38-ФЗ).
Поскольку материалами дела подтверждается распространение заявителем ненадлежащей рекламы с нарушением ч. 7 ст. 5, ч. 7 ст. 24 Федерального закона N 38-ФЗ, антимонопольным органом правомерно возбуждено дело о нарушении обществом Закона о рекламе и рассмотрено в соответствии с компетенцией антимонопольного органа.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Общество надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует санкции ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах правовые основания для признания незаконным и отмены постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12.11.2012 по делу N 64 о назначении административного наказания отсутствуют.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, исследованы и получили надлежащую правовую оценку. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.01.2013 по делу N А60-48181/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-практический центр МедИнвест-Е" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.КАНГИН
Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
И.А.ТАТАРИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)