РЕКЛАМА И ПРАВО
("ЭЖ-Юрист", 2010, N 35)Разделы:
Общие сведения; Рекламная деятельность
При современной насыщенности информационных потоков немалую роль играют средства массовой информации и в особенности реклама, ведь она способна влиять на поведение людей и их эмоциональное состояние. Россия входит в число государств с наиболее быстрыми темпами развития рекламного дела, поэтому правовое регулирование данной сферы весьма актуально.
Реклама в России
Для оценки состояния рекламного рынка в мировой практике применяются два критерия: общий объем рынка рекламы и объем рекламы на душу населения. По первому критерию Россия занимает вполне достойные позиции, однако второй показатель пока невелик и по нему мы значительно отстаем от лидера данного списка - США.
Россия - одна из немногих стран, которая на законодательном уровне определила понятие "реклама". Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Исходя из этого определения можно выделить три вида рекламы:
1) имидж-реклама, нацеленная на формирование благоприятного образа компании, ее товара или услуги;
2) стимулирующая реклама формирует у покупателей потребность в данном товаре или услуге;
3) реклама стабильности, направленная на информирование покупателей о стабильности в деятельности компании.
В настоящее время существует множество форм рекламы: рекламные щиты, реклама на транспорте, в периодических изданиях и самая эффективная форма - рекламные ролики на телевидении.
Всегда ли оферта?
Важным правовым вопросом выступает позиционирование рекламы как оферты. Статья 437 ГК РФ квалифицирует рекламу как "приглашение делать оферты", но ее нельзя однозначно определить именно как оферту, поскольку ст. 435 ГК РФ подразумевает, что оферта должна содержать существенные условия договора, которых в большинстве реклам нет. Рассматривать рекламу как публичную оферту тем более нельзя, поскольку ст. 494 ГК РФ предполагает наличие в публичной оферте условий розничного договора купли-продажи, что крайне редко бывает в рекламе. Безусловно, встречаются ситуации, при которых реклама является публичной офертой: это возможно в телекоммуникационной отрасли, когда реклама включает подробную информацию о тарифном плане или условиях подключения; в сфере банковских услуг, реклама которых также содержит информацию о тарифах, сроках и условиях кредитования.
Библиографический список и примечания:
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)