Статьи
А. Локтионова

НАЛОГОВЫЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АУДИТ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Разделы:
Налогообложение рекламы и рекламной деятельности; Экономика и управление в рекламной деятельности




Самым эффективным инструментом продвижения продукции (работ, услуг) организации является реклама:

  • реклама организации в целом;
  • ее отдельных брендов (торговых марок);
  • конкретных товаров (работ, услуг).

Информация об экономических ресурсах фирмы, источниках их привлечения, расходах и доходах формируется в системе бухгалтерского учета.

Аудит представляет возможности для независимой проверки качества бухгалтерского (финансового) учета и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Контроль соответствия бухгалтерского финансового учета требованиям законодательства РФ называется финансовым аудитом. Кроме того, дополнительно могут проводиться налоговый аудит (контроль правильности расчета, учета и уплаты налогов и сборов) и управленческий аудит (оценка качества системы управления с акцентом на информационное обеспечение управления).


Таким образом, составляющими общего аудита в организации являются:
  • финансовый аудит;
  • налоговый аудит;
  • управленческий аудит.

Финансовый аудит рекламы рассмотрен в статье: "Финансовый аудит рекламной деятельности организации". В настоящее статье рассмотрим налоговый и управленческий аудит рекламной деятельности.

      Налоговый аудит

Налоговый аудит предполагает контроль признания расходов на рекламу для расчета прибыли, облагаемой налогом на прибыль организаций.

В соответствии со статьей 264 Налогового кодекса (НК) к расходам организации на рекламу относятся расходы на:
  • рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (определяемой в целях уплаты налога на прибыль).

Сумма выручки от реализации проверяется аудитором по данным регистров налогового учета, которые сопоставляются с данными о доходах от продажи активов организации, отраженными на счетах 90 и 91 "Прочие доходы и расходы". Выручка от реализации и сумма нормируемых расходов принимаются без НДС.

Общая рассчитанная аудитором сумма расходов на рекламу (с учетом нормируемых и ненормируемых затрат) сопоставляется с суммой в регистрах налогового учета по налогу на прибыль – данные суммы должны быть идентичны. Общая сумма затрат, принимаемых и не принимаемых для целей налогообложения прибыли, должна быть идентична сумме расходов на рекламу (без НДС, если организация является его плательщиком), отраженных в регистрах бухгалтерского учета по соответствующим счетам затрат и расходов.

      Управленческий аудит

Управленческий аудит проводится с целью оценить экономическая целесообразность расходов на рекламу.

Оценивается, во-первых, продуктивность рекламы. Для измерения продуктивности используются показатели прироста продаж в натуральном и денежном измерителях, включая сравнительные данные с общей динамикой в соответствующей отрасли по профилю продаваемой продукции.

Во-вторых, оценивается результативность рекламы как степень достижения первично нефинансовых целей:
  • прирост доли рынка;
  • изменение степени положительной оценки товара покупателями;
  • возрастание неэластичности спроса по цене, когда при росте цены на товар отсутствует отток клиентов или их количество становится даже большим.

Анализ проводится при взаимодействии аудитора со специалистами службы маркетинга организации.

Оценивается также эффективность рекламы – как соотношение прироста доходов, прибыли от продаж в результате рекламы и изменения расходов на рекламу за период.

В управленческом аудите приемы финансового анализа количественной информации должны дополняться статистическими исследованиями за ряд отчетных периодов, межфирменными, отраслевыми и межотраслевыми сравнениями, а также результатами социологических исследований.

Такие исследования должны включать опросы реальных и потенциальных клиентов о причинах приобретения (или отказа от приобретения) продукта, в том числе субъективную оценку потребителями степени влияния рекламы на принятие решения о покупке.

Отметим, что для специализированных рекламных организаций (рекламопроизводителя, рекламораспространителя) рекламная деятельность относится к обычным видам деятельности. Поэтому аудит таких операций проводится по методике аудита текущей деятельности.

У рекламопроизводителя эта деятельность относится к производственной, поэтому основные проверяемые синтетические счета - это счета учета затрат на производство (20-29), счет 90, а также корреспондирующие с ними счета. У рекламораспространителя его основная деятельность относится к сфере услуг и основные проверяемые счета 26 и 90.

Контролю подлежит также начисление НДС по оказанным услугам и выполненным работам на основании первичных налоговых документов - счетов-фактур, записей в книге продаж - проверяется кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Обязательна сверка НДС с суммами в первичных бухгалтерских документах - счетах, актах приемки-сдачи выполненных работ и т.п.

Если аудируемое лицо является рекламораспространителем и владельцем рекламной конструкции, то аудитор проверяет правильность уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции. Объектом контроля выступают платежные документы, справки бухгалтерии, записи по счетам 51, 68, 26, 44.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)