Статьи
А. Локтионова

ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Разделы:
Налогообложение рекламы и рекламной деятельности; Экономика и управление в рекламной деятельности




Самым эффективным инструментом продвижения продукции (работ, услуг) организации является реклама:

  • реклама организации в целом;
  • ее отдельных брендов (торговых марок);
  • конкретных товаров (работ, услуг).

Информация об экономических ресурсах фирмы, источниках их привлечения, расходах и доходах формируется в системе бухгалтерского учета.

Аудит представляет возможности для независимой проверки качества бухгалтерского (финансового) учета и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Контроль соответствия бухгалтерского финансового учета требованиям законодательства РФ называется финансовым аудитом. Кроме того, дополнительно могут проводиться налоговый аудит (контроль правильности расчета, учета и уплаты налогов и сборов) и управленческий аудит (оценка качества системы управления с акцентом на информационное обеспечение управления).

(Смотрите статью: "Налоговый и управленческий аудит рекламной деятельности организации")

Аудиту может быть подвергнута любая организация, таким образом, аудиторы должны изучить особенности отражения операций, связанных с рекламой, у рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя.


Финансовый аудит является одним из этапов общего аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

      Проверка документации в организации

Вначале осуществляется изучение видов деятельности аудируемого (проверяемого) лица на основании учредительных документов, договоров, первичной документации, путем осмотра помещений.

На начальном этапе аудитор также должен изучить учетную политику, учетные регистры, первичные документы, договоры аудируемого лица.

Если организация работает в сфере производства, выполнения работ или оказания услуг, то расходы на рекламу, как правило, отражаются следующим образом:
  • по рекламе организации - на счете 26 "Общехозяйственные расходы";
  • по рекламе торговых точек, бренда, конкретного вида производимой продукции - на счете 44 "Расходы на продажу".

При осуществлении организацией торговой деятельности расходы на рекламу, как правило, выделяются в отдельную статью затрат и отражаются на счете 44.

Аудитор должен изучить состав субсчетов к счетам 26 и 44, предусмотренных в рабочем плане счетов. Для рекламных расходов может быть выделен отдельный субсчет. Если субсчет не выделен, придется сделать выборку суммы расходов на рекламу к счетам 26, 44.

Аудитор должен изучить структуру и порядок заполнения учетных регистров по рассматриваемым счетам (журналов-ордеров и ведомостей к ним, аналитических карточек).

При этом проверяется правильность корреспонденций счетов на формирование затрат – дебет счетов 26, 44, и по списанию в конце каждого месяца этих затрат на расходы от обычных видов деятельности:
    Д 90 "Продажи" – К 26, 44.

Кроме того, следует отследить корректность отражения НДС (если, конечно, он платится) на потребленные рекламные услуги и его предъявление к налоговому вычету. Проверка осуществляется по данным счета 19 "НДС по приобретенным ценностям", в качестве первичных налоговых документов контролируются счета-фактуры, сверяемые с бухгалтерскими первичными документами (счетами, актами приемки-сдачи выполненных работ и т.п.). Вычеты подтверждаются по книге покупок.

Также аудитор должен проверить формы первичных документов, по которым отсутствуют утвержденные Госкомстатом России или Росстатом унифицированные бланки. Все первичные документы проверяются по форме (на соответствие унифицированным образцам, на полноту заполнения реквизитов), арифметически и на соответствие фактически совершенной операции.

Аудитор также осуществляет проверку хозяйственных договоров и прочих правоустанавливающих документов, таких как:
  • гражданско-правовые договоры (например, договор с рекламным агентством на подготовку и размещение рекламы);
  • трудовые договоры (в случае, когда лицо, участвующее в рекламных акциях, принимается в штат организации).

Аудитор должен проконтролировать соответствие совершенных операций (по первичным документам - накладным, актам, счетам, платежным документам и т.п.) условиям имеющихся в организации договоров. При необходимости контрагентам аудируемого лица могут направляться письменные запросы с просьбой разъяснить содержание операции или выслать копии документов.

      Проверка состава доходов и расходов

Все расходы организации должны быть обоснованы. Аудиторы сверяют фактические учетные данные аудируемого лица (полученные по счетам 26, 44) с составом затрат на рекламу, предусмотренных нормативными актами. В бухгалтерском учете отражаются все расходы, отвечающие критериям признания расходов. Поэтому в финансовом аудите контролируется правильность отнесения документально подтвержденных расходов именно к расходам на рекламу.

Определение назначения затрат на рекламу осуществляется на основании положений Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе".

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Соответственно, расходы на рекламу - это расходы по распространению такой информации.

Аудитор должен проверить срок хранения рекламных материалов или их копий, договоров на производство, размещение и распространение рекламы (год со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров).

Доходы от рекламы в финансовом (бухгалтерском) учете отдельно не идентифицируются, поэтому, как правило, не подлежат обособленной аудиторской проверке.

Контроль над активами и бухгалтерскими документами должен предусматривать следующие процедуры:
  • подтверждение полномочий на совершение операции (контроль наличия разрешений, например, в форме подписи руководителя или уполномоченного им лица);
  • контроль доступа к активам и записям (путем разделения полномочий учета, документирования и совершения операций с активами).

Контроль должен быть отделен от прочих функций. Поэтому в организации может быть создан отдел внутреннего аудита, контроля или ревизии. В рамках системы внутреннего контроля аудитор оценивает наличие типовых программ проведения рекламных мероприятий и смет на рекламные затраты. Аудитор проверяет соответствие фактически произведенных расходов смете (по наименованию и сумме затрат), а также документально обосновывает отклонения от сметы.










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)