Статьи
Р. Демьянов

ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ (ЧАСТЬ 1)

Разделы:
Рекламная деятельность




В соответствии с п. 11 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (Закон) социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Иными словами, это своего рода пропаганда с использованием ярких запоминающихся образов, направленная на изменение сознания и привлечение внимания к существенным проблемам человечества. Социальная реклама выступает как призыв к их решению.

Принципиальное отличие социальной рекламы

Главным отличием социальной рекламы от рекламы как таковой является отсутствие у нее коммерческой цели – получения прибыли.

Социальная реклама характеризуется одновременно двумя сторонами:
  • материальная направленность;
  • эстетическая направленность.

Материальная направленность связана, скажем так, с благотворительностью социальной рекламы, в смысле ее бескорыстности. Эстетическая направленность говорит об общественной полезности социальной рекламы – позволяет добиться позитивного изменения в массовом общественном сознании, спровоцировать людей к положительному поведению.

Благотворительность и общественная полезность - необходимые отличительные атрибуты социальной рекламы.

В соответствии со статьей 2 закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" любая благотворительная деятельность (в том числе и социальная реклама) осуществляется в целях:
  • социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействия защите материнства, детства и отцовства;
  • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
  • охраны окружающей природной среды и защиты животных;
  • охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Отсюда наиболее распространенными темами социальной рекламы являются:
алкоголизм, курение, наркомания и вообще любое отрицание здорового образа жизни;
  • аборты;
  • профилактика чрезвычайных ситуаций и личная безопасность граждан;
  • насилие и т.д.

Ни в коем случае не является социальной рекламой так называемая городская информация – сообщения типа: "Счастливого Рождества", "Приглашаем на масленицу" и т.п.

Рекламодатель

Рекламодатель согласно п. 5 статьи 3 Закона – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; лицо, которое заказывает и размещает рекламу.

В соответствии с п. 1 статьи 10 Закона рекламодателями социальной рекламы могут выступать:
  • физические лица;
  • юридические лица;
  • органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.

Пожалуй, наиболее значимым из всех рекламодателей социальной рекламы является государство в лице его органов власти. Государство выступает в качестве самого сильного механизма по обеспечению общечеловеческих интересов и является главным социальным рекламодателем.

Социальная реклама необходима выступает как одно из направлений внутренней политики государства – посредством такой рекламы население узнает позиции, цели, программы и настроения государства.

Однако в нашей стране социальная реклама недооценивается властью. Хотя сравнительно недавно был период бурного социального рекламирования со стороны государственных органов – все помнят лозунги: "Пропало желание? Заплати налоги!", "Заплати налоги и спи спокойно", "Пора выйти из тени" и т.п.

Весьма редка социальная реклама со стороны физических лиц, а также юридических лиц – коммерческих организаций.

Можно увидеть социальную рекламу юридических лиц – общественных организаций, которая имеет вполне определенные цели и интересы.

Благотворительная деятельность коммерческих фирм и предпринимателей связана в основном с поддержанием положительного имиджа юридического лица, которое уже завоевало стабильное положение на рынке услуг и товаров и признание потребителей, или из гуманистических побуждений.


Продолжение смотрите: "Особенности размещения социальной рекламы (часть 2)".










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "RDELO.RU | Рекламный менеджмент" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)